Подробные ответы на билеты по предмету "Экология человека"
Одаренность. С позиций социальной экологии важно понимать, что происходит с потенциалом задатков людей при колоссальном росте численности. На ранних этапах антропогенеза значительная часть членов первобытного рода была прямыми потомками главы рода, вождя, который должен был выделяться сочетанием интеллекта с силой, агрессивностью и сексуальностью. Причем независимо от того, был ли этот род патриархальным или матриархальным. Наследование таких черт характера обеспечивало выживание и размножение рода. Можно полагать, что вслед за распадом первобытного рода прогрессивное развитие интеллектуальных задатков человека замедлилось, а затем и прекратилось Потому что перестал действовать естественный «отбор на ум»: самые одаренные перестали быть самыми приспособленными, жизнестойкими и генетически доминантными. Врожденный интеллектуальный потенциал человека, его средний коэффициент интеллекта (IQ), по-видимому, остался на уровне доисторического кроманьонца.
К тому же, избавив себя от большинства межвидовых факторов борьбы за существование, люди, вопреки собственным нравственным законам, не только не поступились внутривидовой борьбой, но так трансформиро-вали атавизмы межродовой и межплеменной вражды, что отбор стал идти отнюдь не на лучшие человеческие качества. И уж тем более не на умственную одаренность, особенно, если иметь в виду войны, революции и антиин-теллектуальный террор тоталитарных режимов.
Можно было бы говорить о физической одаренности человека, но физическое развитие подавляющей массы людей нарушает закон отрицательной корреляции между численностью и размерами тела: современный человек гораздо крупнее своих предков. Биологически это мало оправдано, зато создает дополнительные экономические трудности. Увеличение размеров тела человека пришлось в основном на тот период, когда объем мозга уже перестал нарастать. Эта связь отсутствует и при современной акселерации. Что касается таких физических данных, как сила и выносливость, то антропологи отдают предпочтение предкам современного человека. При этом не имеются в виду достижения современного спорта, становящегося все более элитарным. Впрочем, по многим олимпийским видам атлетики выдающиеся рекордсмены проиграли бы животным.
Воспитанность. Утраты или недостатки в сфере врожденных качеств могут быть отчасти скомпенсированы воспитанием — обучением, образованием, объемом и качеством знаний и навыков. Но лишь в той мере, в какой они не зависят от здоровья и врожденных качеств человека. Для современного общества характерно ослабление индивидуализации воспитания, воспитательной роли родителей и роли нравственных и этических традиций. Гораздо большее влияние на возможности воспитания оказывает создаваемая обществом информацион-ная среда.
Если возникновение речи ускорило развитие знакового кодирования в мозге человека, то возникновение письма, а затем и печатного текста на фоне прекращения развития мозга замедлило развитие устной речи и стало препятствием для взаимодействия языков. Телефон нанес ущерб эмоционально-информационной стороне непосред-ственного человеческого общения. А телевидение еще больше исказило восприятие информации, переведя в режим облегченного «зрительного ряда» давление централизован-ной пропаганды, рекламы, низменной поп-культуры, отняв у школы, книг и подлинного искусства значительную часть принадлежавшей им информационной ёмкости молодого поко-ления. Очередную опасность представляет персональный компьютер. Конечно, на качество людей действуют и многие другие социальные факторы.