Наиболее распространенные виды нарушений
Конечно, объемы воровства на каждом судне относительно невелики, но
этот незаконный промысел страшен многочисленностью заготовителей.
Нелегальная перегрузка продукции на борт судна-транспортера
.
Все перечисленные виды нарушений имеют смысл лишь, когда есть возможность незаконную продукцию продать. Как отмечается в справке, подготовленной Управлением ФСБ по Камчатской области: «По имеющейся информации, многие экипажи судов, как с ведома судовладельца, так и по собственной инициативе, реализовывали рыбу и произведенную продукцию в море за наличный расчет. Как правило, за наличный расчет реализуются именно излишки, т.е. неучтенная рыбопродукция, создающиеся путем манипуляций с коэффициентами выхода либо принятием большего количества сырца, чем указывается в приемо-сдаточных квитанциях и производственных журналах». Этот вид торговли среди рыбаков получил название «капитанской торговли».
Лов в закрытых для промысла районах
.
Частый вид нарушения, совершаемый организованными группами судов.
Перепродажа квот
.
Для хозяйственных субъектов, лишенных возможности выхода на внешний рынок, переориентация на торговлю вылилась в торговлю имеющимися у них квотами на вылов рыбы и морских гидробионтов. Эта торговля приняла действительно массовый характер. По словам инспекторов Камчатрыбвода: «Раньше торговали рыбой, а теперь квотами». Квоты переуступают иностранным фирмам и российским пользователям, обладающим правом экспорта своей продукции.
Загрязнение моря
.
Одной из главных причин загрязнения океанических вод является выброс в море некондиционной части улова при одновременном расширении неселективного промысла судами практически всех осуществляющих его стран – России, США, Японии, Китая, Польши и Южной Кореи. При промысле, нацеленном только на производство филе, а тем более икры, происходит массированный выброс отходов минтая в море. По существующим правилам при производстве филе и выборке икры все отходы должны измельчаться до состояния мульчи перед сбросом за борт. На практике рыбопромышленники стремятся по возможности упростить эту дорогостоящую процедуру, а по возможности и вовсе избежать ее. Поэтому суда-процессоры сопровождаются на промысле бесчисленными стаями птиц, служащих верным индикатором нарушений порядка сброса отходов.
Промысел без разрешения
.
Капитан судна обязан иметь рыболовный билет, и рассматривается как нарушитель правил рыболовства в том случае, если данный документ отсутствует. В то же время этот вид нарушений составляет не более одного процента от их общего числа. Капитаны судов обычно идут на любой описанный выше незаконной деятельности, имея разрешение на лов хотя бы и небольших объемов.
Методы сокрытия и легализации незаконной добычи
.
Легализацию незаконной добычи теоретически можно разбить на два вида: легализация уловов российским флотом и легализация уловов иностранными судами. На практике же данные виды зачастую совпадают, поскольку тактические приёмы легализации напрямую зависят от места легализации, а именно: территория России либо территория иностранного государства, и государственной принадлежности судна - российское или иностранное. А поскольку в настоящее время в исключительной экономической зоне РФ работает значительное количество иностранных судов, взятых в аренду по бербоут-чартеру, то провести четкое разделение между этими двумя видами довольно сложно.
Как отдельный случай можно рассматривать передачу незаконно добытого улова с судна на судно непосредственно на месте лова в море.
При поставке незаконной рыбопродукции добытой российскими судами непосредственно в Россию, как правило, используется так называемый метод “Курильских хоккутенсенов”. Здесь меньшая часть продукции официально регистрируется во всех документах в промысловых , налоговых, финансовых и т. д. Большая же часть продукции “распыляется” по мелким розничным торговцам без ведения какой-либо официальной документации с последующим расчетом так называемым “черным налом”.