Наиболее распространенные виды нарушений
Наиболее распространенные виды нарушений, фиксируемых в акватории Берингова моря сводятся к следующему:
Превышение разрешенных объемов вылова
.
Практически все участники путины стремятся выловить как можно больше. Если лов идет хорошо, и есть возможность быстро сбыть выловленную рыбу, то уже никто не смотрит на такие «мелочи» как квота. При этом редко, когда количество продукции, находящееся на борту превышает разрешенный. Именно в этих случаях обычным является искажение судовой документации. Это самый легкий, а потому и самый распространенный способ сокрытия излишков. На каждом судне должен быть промысловый журнал, в котором капитан обязан отмечать все промысловые действия, фиксировать тип, время экспозиции орудий лова, объем, размерный и видовой состав улова. Так вот, по словам инспекторов Камчатрыбвода, практически на каждом судне есть как минимум два журнала один - для инспектора, а второй – для хозяина.
Несанкционированная смена объекта промысла
.
Нередки случаи, когда капитаны рыболовецких судов, находясь в море с разрешением на промысел относительно недорогой рыбы, например камбалы, самовольно начинают лов более дорогой рыбы, например лосося. После этого для сокрытия этих незаконных уловов, пойманная рыба сверху перекрывается слоем рыбы, относящейся к разрешенным видам.
Использование запрещенных орудий лова
.
Частым нарушением, например, на промысле минтая является использование запрещенных донных тралов с целью получения более ценной, икряной рыбы. На том же минтаевом промысле распространено такое нарушение, как протягивание снюрревода (придонного невода) непосредственно по дну для лова крабов. В случае инспектирования судна всегда можно легко оговориться небольшой ошибкой вахтенного штурмана. Бывает и наоборот, когда снюрреводы тянут на малых глубинах, для того, чтобы вместо минтая «зацепить» косяк лосося.
Самозаготовка
.
Этим термином обозначается самостоятельная заготовка продукции, всегда малообъемной и дорогой, членами экипажей судов. Такой продукцией обычно является икра лососей и крабы. Для варки крабов почти на всех судах имеются самодельные «крабоварки». Обычно «крабоварка» представляет собой стандартную 40-литровую металлическую молочную флягу с вделанными в нее 2-3 нагревательными элементами от электрических чайников . Вареное мясо крабов замораживается в рефрижераторах и потом прячется между продукцией в трюмах. Почти на всех процессорах, принимающих рыбу от судов малого и среднего тоннажа, ведущих каботажный лов (так называемых «малышей») есть в экипажах люди, скупающие продукция самозаготовки. Все эти скупщики имеют постоянных торговых партнеров в иностранных портах или на иностранных судах-транспортерах. Оплата всегда производится на месте (обычно в наличных долларах). Впрочем, этот вид оплаты доминирует и в остальных видах незаконной торговли рыбопродукцией. Занимаются в основном экипажи малых судов. Как уже отмечалось выше, объектами этих незаконных заготовок являются в Беринговом море икра и крабы. На некоторых рыболовецких судах, не имеющих морозильных установок, имеются незарегистрированные закаточные машинки и закатывают в жестяные банки крабов или икру.
В некоторых случаях доход от самозаготовок - это и есть зарплата экипажа. Фирмы, располагающие квотами на вылов рыбы и иных морепродуктов, нередко подряжают рыболовецкие суда, оплачивая только накладные расходы, связанные с их промысловой деятельностью, такие как ремонт, топливо, воду и т.п. при этом зарплату экипажу фирма не платит. Доход членов экипажа – то, что выловят и продадут сами, вне полученных квот . Интерес экипажа в сотрудничестве с такими, обычно довольно мелкими фирмами в официальных документах, позволяющих находиться в море и вести промысел.