Куда уплывает российская рыба?
Ведь при таком выращивании рыбы используются корма, в которые часто добавляют ускорители роста рыб, лекарства, включая антибиотики, а также красители, которые делают таким аппетитным вид этой рыбы. Все это делает достаточно рискованным употребление такой рыбы, особенно, если это происходит регулярно. Вредные вещества имеют свойство накапливаться, и частое употребление этой рыбы в пищу может даже привести к разным болезням, в частности, к ухудшению зрения.
А наши российские (и не только дальневосточные) рыбаки и производители рыбных деликатесов недостаточно рекламируют свою родную натуральную рыбопродукцию, слабо изучают рынок и спрос, совсем (или почти совсем) не пытаются улучшить товарный вид своих продуктов и их ассортимент.
А ведь у наших технологов (в частности ТИНРО-центра) есть масса перспективных разработок, которые часто пылятся на полках. Отчасти, конечно, это объясняется и оправдывается сложной ситуацией, в которой оказалась отрасль в последние годы, отсутствием стимулов для долгосрочных планов и инвестиций в переработку. Плюс к этому - наша недостаточная информированность, леность, беспорядок в управлении, позволяют иностранцам легко завоевывать рынок нашей страны. Теснят нашу рыбопродукцию и с зарубежных рынков, где наши рыбопромышленники не могут договориться между собой о единой ценовой политике, а наши браконьеры, поставляя нелегальную рыбопродукцию, обрушивают цены.
Сейчас, после вступления нашей страны в ВТО, ситуация может усугубиться. Требования цивилизованного рынка по сертификации продукции нам все труднее выдерживать, труднее им соответствовать. Речь идет не только о сертификатах качества и происхождения (ХААСП, ИСО 9000 и 12000), но и об экологической сертификации рыболовства по стандартам Морского попечительского совета, о котором наш потребитель в большинстве своем даже не слышал.
Что же делать, как помочь в этой ситуации, что предпринять?
Прежде всего, для поддержания отечественного производителя и сохранения своего здоровья, в магазинах спрашивайте российскую рыбу (если она, конечно, качественная).Ту рыбу, которая ловится в наших водах, а не ту, которая неизвестно где и когда выловлена. А то ведь сейчас на нашем рынке уже попадаются китайские лосось и минтай то есть то, чего в принципе быть не может!
НУ, НЕТ ЭТИХ РЫБ В КИТАЕ - НЕ ВОДЯТСЯ (за исключением лосося Амура, отравленного фенолами)! Значит – это все та же наша рыба, реэкспортированная из Китая.
А ведь на «диком» Западе существует такое выражение: «Chain of custody» - цепочка от производителя – до потребителя. Она должна быть ясна, иначе есть опасность «нарваться» на что-то нелегальное или опасное для здоровья. Мы понятия не имеем – ЧТО ЗА ТУНЕЦ И МАКРЕЛЬ ПОДАЮТСЯ в наших ресторанах, ОТКУДА ОНИ?
То же самое относится и к Дорадо (макрель, если только это действительно она) – ведь это тропическая рыба, которая в Японском море попадается только случайно. Могу также предположить, что тунец у нас - либо выращенный в садке, либо отвергнутый японским рынком по каким-то неведомым нам, но, очевидно, веским причинам.
Кроме того, рыбакам, переработчикам, и продавцам рыбопродукции, государственным органам надо обратить особое внимание на согласованную политику на зарубежном и отечественном рынке по качеству и ценам, защитить свои ресурсы от браконьеров, заниматься созданием прозрачного рынка, поиском новых рынков и внедрением новых продуктов и технологий, пропаганду традиционных российских продуктов.
Ну, где скажите, например, вы сможете в России заказать кулебяку с рыбой?
Кто занимается образованием шеф-поваров, продавцов рыбопродукции и как?
Почему считается незазорным потреблять браконьерскую продукцию (по сути ворованную у наших детей), ту же черную икру ведрами, как на Олимпиаде в Италии? Или ловить и продавать краснокнижные виды – сахалинского тайменя, Калугу, окуня Ауху – которых легко можно найти, например, на рынке Хабаровска.
И как сохранить наши морские биоресурсы, причем не от бытового, а от широкомасштабного браконьерства, практически сведшего на нет западнокамчатскую популяцию камчатского краба?
С учетом невозможности решить эти проблемы силовыми методами, этими вопросами должны озадачиться сами рыбаки и переработчики рыбы, кровно заинтересованные в устойчивости своего бизнеса. Нужно помнить, что компании, подобные «Юнилевер», сети супермаркетов «Вал-Март», «МакДональдс» (вспомните фишбургеры и фишфингеры), да другие крупнейшие в мире покупатели рыбы, внимательно отслеживают ее происхождение, проверяют то, что к ним поступает.
Сами рыбаки часто выступают с интересными инициативами типа «Рыба – на берег», т.е. прохождение ВСЕЙ рыбопродукции через отечественные рыбпорты, которые сейчас занимаются перевалкой чего угодно, но только не рыбы! Заслуживает всяческого одобрения предложение Ассоциации ловцов минтая
о введении нормы выхода икры минтая не выше 4.5%, что существенно может помочь снизить уровень нелегального вылова этого основного объекта промысла Дальнего Востока. Некоторые продвинутые компании разрабатывают свои узнаваемые бренды.