Новые методы добычи сырья и новые виды энергии.
На состояние окружающей среды до определенного предела не влияет создание электростанций на энергии ветра. Согласно имеющимся данным особенно благоприятные условия использования энергии ветра у нас имеются на Крайнем Севере, в Азово-Черноморском районе, где дуют северо-восточные ветры, в районах Нижнего Поволжья.
Потенциальные мощности ветровых электростанций, которые могли бы быть построены в указанных районах, измеряются миллиардами киловатт, что в десятки раз превосходит суммарную установленную мощность имеющихся в России электростанций.
В России разработано несколько типов ветродвигателей с диаметром колес до 36м. В Дании и США в опытной эксплуатации находятся ветродвигатели с колесами диаметром до 60м. В России намечается строительство ветроэлектростанций максимальной мощностью 1 МВт, небольшая часть будет иметь меньшую площадь. Целесообразность применения энергии ветра для производства электроэнергии в больших масштабах находится в стадии изучения. Ветроэлектростанции могли быть использованы в энергетических системах. Они должны обладать аккумулирующими установками, сто приведет, однако, к повышению стоимости электроэнергии.
К новым источникам энергии относится энергия морских приливов и отливов. Для их использования сооружаются плотины, образуется водоем - бассейн приливной электростанции и при достаточной высоте прилива создается напор. Сила падения воды, проходящей через гидротурбины, вращает их и приводит в движение генераторы электрического тока. На однобассейновой приливной станции двойного действия, работающей как во время прилива, так и во время отлива, можно вырабатывать электроэнергию четыре раза в сутки в течение 4-5 часов во время наполнения и опорожнения бассейна. Агрегаты такой станции должны быть приспособлены к работе в прямом и обратном режимах и служить как для производства электроэнергии, так и для перекачки воды. Крупная приливная электростанция мощностью 240 МВт работает на берегу Ла -Манша, в устье реки Ранс.
Она действует в сочетании с другими электростанциями в качестве пиковой (т.е. покрывающей потребность в электроэнергии в часы пик) В России в 1968 г. вступила в строй небольшая приливная электростанция на побережье Баренцева моря в губе Кислой. Разработаны проекты Мезенской приливной электростанции на берегу Белого моря, а также Пенжинской и Тугурской не берегу Охотского моря.
Энергию океана можно использовать, сооружая волновые электростанции, а также устройства, использующие энергию морских течений, разницу температур поверхностных теплых и глубинных холодных слоев воды или подледных слоев воды и воздуха. В США и Японии разрабатываются проекты гидротермальных электростанций (плавучих и береговых), в частности, для обеспечения электроэнергией предприятий по добыче сырья со дна океана, обслуживания рыболовецких и торговых судов и т.д. Принцип действия такой электростанции заключается в следующем. Теплая океанская вода направляется в теплообменник, в котором испаряется аммиак. Пары аммиака вращают турбину электрогенератор и поступают затем в следующий теплообменник, где они охлаждаются холодной водой, поданной с больших глубин - до 1000 м. Возможность создания подобных электростанций изучается в России.
Говоря об экологически чистых источниках энергии, следует указать на строительство гидроэлектростанций на реках. Их, конечно, нельзя отнести к новейшим технологических достижениям, но в условиях, когда все большее значение приобретает охрана воздушного бассейна от всякого рода загрязнений вредными веществами и теплового загрязнения, гидроэлектростанции можно оценить по-новому.
Вероятна перспектива использования водорода в качестве топлива. Уже имеются попытки его применения в качестве топлива для автомобильного двигателя. Замена водородом бензина позволила бы снять проблему загрязнения атмосферы отработанными газами автомобильных двигателей. Отработанным веществом двигателя, работающего на водороде, является вода. Водород можно применять и для авиационных двигателей. Но на пути его использования в качестве топлива еще много препятствий. Применение жидкого водорода затрудняется необходимостью сооружения контейнеров в виде сосудов Догоара для обеспечения сверхнизких температур и предохранения от быстрого испарения. Высока цена водорода (много дороже бензина). Его производство методом гидролиза воды возможно при наличии дешевых источников энергии. Большой расход электроэнергии на цели электролиза делает применение водорода невыгодным (т.е. эффективнее прямое использование электроэнергии в электродвигателях). Вместе с тем при дальнейшем снижении стоимости водорода при массовом производстве водород в качестве топлива может с тать относительно эффективным.