Передвижная обсерватория мониторинга природной среды
Рис 2. Вариации измеряемых параметров при прохождении встречных
поездов при наличии (а) и при отсутствии (в) инверсий.
В отсутствие инверсий (рис. 2а) встречные поезда вызывают небольшое, в пределах 1ppb, уменьшение регистрируемого прибором содержания озона, концентрация NO2 тоже несколько снижается, однако эти уменьшения не является значимыми. Практически не меняется содержание NO, что говорит об отсутствии эмиссий от встречных поездов на электрической тяге. В инверсионных условиях (рис. 2б) каких-либо значимых изменений содержания примесей, температурной стратификации и влажности не обнаружено. Концентрации химически более устойчивых примесей CO, CO2, CH4 изменяются в еще более малых пределах.
Основной вывод
Измерения в движущейся по электрифицированной железной дороге платформе в основном отражают фоновое состояние атмосферы. Однако на на интенсивных участках пути, при наличии ночных температурных инверсий и в отсутствии ветра, загрязнение воздуха может быть значительным, и транспортная магистраль может рассматриваться как загрязняющее атмосферу предприятие.