Передвижная обсерватория мониторинга природной среды
В 2003 году по техническому заданию разработанному Институтом физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН и ВНИИ железнодорожного транспорта МПС на Торжокском вагоностроительном заводе изготовлена передвижная обсерватория для наблюдения состава атмосферы и загрязнения природной среды.
Состав из 2-ух специализированных вагонов:
1 - вагон-лаборатория для наблюдений состава атмосферы в непрерывном режиме;
2 - химическая лаборатория.
Основные задачи:
Обсерватория решает широкий круг научных задач, связанных с изучением атмосферы, состояния экосистем и климата Земли, и дает необходимую информацию для прогнозирования их изменений под воздействием человеческой деятельности.
- В рамках Киотского протокола, Монреальского протокола и других международных соглашений ведет контроль исполнения принятых решений по ограничению выбросов в атмосферу парниковых, озоноразрушающих, токсичных и других веществ.
- Ведет калибровку национальных сетей и космических средств наблюдений атмосферы, связывая их в единую систему климатического мониторинга в Евразии.
- Проводит оценку региональных и местных загрязнений атмосферного воздуха и природной среды в интересах отдельных регионов, отраслей народного хозяйства и промышленных предприятий.
- Выполняет роль арбитра в экологических спорах, в том числе, международных.
- Контролирует возникновение и развитие экстремальных ситуаций природного и техногенного происхождения.
- Служит научно-производственной базой для обучения студентов российских и зарубежных учебных заведений в области наук о Земле и экологии.
Области применения:
- Контроль исполнения Международных экологических соглашений (Киотский и Монреальский протоколы, конвенции о трансграничном переносе загрязнении, ограничении производства устойчивых органических соединений и др.);
- Калибровка наземных наблюдательных сетей, валидация данных космического мониторинга природной среды;
- Выявление и прослеживание экстремальных ситуации и техногенных воздействии на окружающую среду;
- Решение фундаментальных научных проблем, связанных с глобальными изменениями природной среды и климата Земли;
- Контроль загрязнения полосы отвода железнодорожного транспорта;
- Оценка влияния работы железнодорожного транспорта на экологическое состояние окружающей территории.
Передвижная обсерватория ТРОИКА состоит из двух специализированных железнодорожных вагонов: непосредственно вагона-обсерватории и химической лаборатории.
Вагон-обсерватория ведет все те измерения и отбор проб , которые включены в систему GAW. В химической лаборатории проводится анализ проб воздуха и аэрозолей, а также воды, почвы и растений на химический, элементный и биологический состав. Обсерватория оборудована высокоточной навигационной системой GPS, автоматизированной системой сбора, обработки и передачи данных измерений, видео- и аудиоинформации через спутник. Кроме научного оборудования каждый из вагонов имеет два купе для операторов, кухню, душ, биотуалет, систему отопления и кондиционирования воздуха, комбинированную систему энергообеспечения с высокой полезной нагрузкой (20 кВт – в вагоне-обсерватории).
В состав химической лаборатории входит автомобиль-лаборатория для проведения специальных измерений и отбора проб на местности. Оба вагона могут работать вместе или раздельно в зависимости от научной программы.