Экологические проблемы Республики Башкортостан.
По результатам инспекционной деятельности в 2001 году среди территориальных подразделений Госкомэкологии РБ наилучшими оказались коллективы Уфимского, Туймазинского, Приуфимского и Стерлитамакского территориальных управлений по охране окружающей среды (ТУООС). Отметим, что данные управления из года в год добиваются высоких показателей. Инспекционная деятельность невозможна без мощной аналитической поддержки. Аналитическое подразделение Госкомэкологии РБ —Управление государственного аналитического контроля (УГАК) —единственная в республике аналитическая структура, осуществляющая поиск источников загрязнения и контроль качества окружающей среды при аварийных и чрезвычайных ситуациях. В 2001 году УГАК, наконец, обрело благоустроенное помещение. А это очень важный фактор для успешного выполнения стоящих перед управлением задач.
— Государственной экологической экспертизой в прошлом году проведено 362 государственные экологические экспертизы материалов по строительству объектов, экологическому обоснованию лицензий, экологических программ, проектов нормативов выбросов загрязняющих веществ. Отделом проведены работы по приведению в соответствие законов Российской Федерации и Республики Башкортостан «Об экологической экспертизе». В работе экспертных комиссий приняли участие 879 экспертов. Следует отметить, что в последнее время руководство республики, предприятия и организации стали уделять большее внимание определению негативного воздействия объектов на окружающую среду, созданию экологических программ. Так, в 2001 году государственную экологическую экспертизу прошли: — Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 года»;
— программы по оздоровлению экологической обстановки на 2001—2005 годы городов Белорецк, Сибай;
— проекты строительства полигонов твердых бытовых отходов городов Кумертау, Дюртюли, село Бураево, Месягутово;
— проекты реконструкции очистных сооружений хоз-бытовых сточных вод ОАО «Учалинский ГОК», очистных сооружений производственных сточных вод ОАО «Автонормаль».
—Утвержден порядок ведения Красной книги Республики Башкортостан. Определены списки редких и исчезающих видов животных для занесения в Красную книгу и порядок их добывания. Разработаны правила добывания, форма разрешения и таксы для исчисления размеров ущерба, нанесенного объектам животного мира незаконным добыванием, и порядок ведения Государственного кадастра особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан. В целях координации действий по сохранению биоразнообразия заключены соглашения и разработаны планы совместных мероприятий с Государственной инспекцией рыбоохраны и Башкортостанской таможней. В плане содействия реализации программы «Создание сети особо охраняемых природных территорий и сохранение биоразнообразия в Уральском экорегионе» разработан план совместных действий между WWF и Госкомэкологии РБ. Итогом совместной работы в 2001 году явилась разработка обоснований по организации природных парков «Агидель», «Крыкты», «Иремель» и «Ирендык».
— Итоговыми мероприятиями республиканской программы «Экологическое образование Республики Башкортостан на 1998—2001 годы» стали проведенные нами Республиканская научно-практическая конференция и выставка «Экологическое образование и воспитание в Республике Башкортостан».
Республиканский конкурс «Экология производства» проводился с целью привлечения внимания производственных коллективов предприятий и организаций, общественности республики к проблемам состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Мы ожидали более живого отклика. Но приняли участие в конкурсе всего двадцать два производственных коллектива. В прошлом году газеты «Табигат» и «Подрост», поддерживаемые Госкомэкологии, стали призерами престижного всероссийского конкурса журналистов. А газета «Подрост», кроме того, признана лучшим юношеским экологическим изданием страны.
Министерство природных ресурсов России провело III Всероссийский конкурс детских экологических проектов «Человек на Земле» имени Н.Н. Моисеева, в котором приняли участие 260 детских коллективов. По итогам конкурса состоялась научно-практическая конференция, где деятельность детских экологических коллективов Республики Башкортостан получила высокую оценку. Победители этого конкурса награждены дипломами.
— Если в республике в основном велась работа по приведению своих законов в соответствие с законодательством Российской Федерации, то на федеральном уровне был принят целый блок законов, развивающих в том числе и базу природоохранительного законодательства (I, II и III части “Гражданского кодекса”, I и II части “Налогового кодекса”, новый кодекс “Об административных правонарушениях” Российской Федерации). А с 12 января текущего года вступил в действие новый федеральный закон «Об охране окружающей среды», который определил новый уровень взаимоотношений между федеральным центром и субъектами Федерации в этой области. В соответствии с положениями указанного закона существенно расширились полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды. В частности, субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно определять органы государственной власти, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды на территории субъекта. Кроме того, законом предусмотрено, что разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти РФ и ее субъектов осуществляется, в том числе, и на основе договоров о разграничении предметов ведения и полномочий. Более того, согласно закону, федеральные органы исполнительной власти имеют право передавать часть своих полномочий, на основе соглашений, органам исполнительной власти субъектов Федерации. В том числе и полномочия в области государственной экологической экспертизы. Данный закон укрепляет собой юридическую основу сложившихся взаимоотношений между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также позволяет совершенствовать управление природоохранной деятельностью, как в плане передачи республике больших полномочий, так и в плане развития и укрепления структуры республиканских органов управления. Наша задача на ближайшие полтора-два года — как можно полнее использовать эти предоставленные возможности.