Экологические проблемы Республики Башкортостан.
— За последнее десятилетие как в Российской Федерации, так и в Республике Башкортостан почвы не обследовались. Поэтому говорить об истинном состоянии земельных ресурсов, их загрязнении на сегодняшний день не представляется возможным. Хотя только в 2001 году было выявлено 415 случаев загрязнения земель. По договору с Государственным комитетом РБ по охране окружающей среды Аграрным университетом начата инвентаризация земель, загрязненных химическими веществами, и уже третий год Башгосуниверситетом проводятся работы по оптимизации структуры землепользования в районах республики с целью снижения антропогенного воздействия на почвы. Наиболее опасным источником загрязнения почв являются запрещенные к применению пестициды и агрохимикаты. Государственный комитет взял инициативу в этом вопросе на себя, и в смете расходов республиканского бюджета на 2002 год предусмотрено выделение 1 млн рублей на эти цели. Данные работы включены в программу «Экологическая безопасность», но этого явно недостаточно. Необходима поддержка и со стороны Министерства сельского хозяйства РБ.
— В первую очередь, проблема остатков отходов связана с увеличением объемов производства и ростом потребления товаров. В 2001 году объем образования отходов составил около 23 млн. тонн. Предпринят ряд мер, и, например, в Стерлитамаке организован ГУП «Экополигон» — опытная база по созданию инфраструктуры сбора и утилизации отходов. Для повышения эффективности государственной системы использования отходов в республике необходимо организовать работу по созданию Кадастра отходов и в дальнейшем совершенствовать механизм экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами, внедрять научно обоснованные комплексные схемы их сбора, переработки и размещения. После завершения в 2000 году республиканской программы «Создание Единой государственной системы экологического мониторинга Республики Башкортостан» мы оказались перед выбором: развивать существующие системы мониторинга или же объединить информацию, получаемую в ходе проведения мониторинга, в единую республиканскую информационно-аналитическую систему. После долгих консультаций в органах исполнительной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан был принят второй вариант. Правительство республики одобрило наш выбор и утвердило в 2001 году соответствующую республиканскую программу. Подобные работы проводятся впервые не только в нашей республике, но и в Российской Федерации и являются, несомненно, актуальными и перспективными. В прошлом году в рамках реализации программы определена структура реестра объектов экомониторинга, разработаны критерии и оценки территории республики по степени экологической опасности, начато формирование единого информационного пространства и банка данных. Как нам кажется, эта работа является перспективной и наиболее актуальной как для Республики Башкортостан, так и для Российской Федерации.
— В 2001 году на Госкомэкологии РБ были возложены функции республиканского специально уполномоченного государственного органа надзора и контроля в области обеспечения радиационной безопасности. Фактически этим мы занимаемся уже несколько лет, и сделано многое:
— на предприятиях и в учреждениях проведен переучет радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
— эти сведения собираются в электронный банк данных;
— проводится радиационно-гигиеническая паспортизация организаций и территорий;
— с внедрением в комитете программного обеспечения «Оперативный учет» налажена передача необходимой оперативной информации;
— организованы ввоз, вывоз и транзит радиоактивных веществ и отходов, радиоизотопных приборов по специальным разрешениям Госкомэкологии РБ и Госатомнадзора;
На предприятии «Радон» установлен порядок сбора и приема радиоактивных отходов, строится хранилище твердых радиоактивных отходов. Вместе с тем, проблем в области обеспечения радиационной безопасности остается много, их необходимо решить в рамках комплексной программы «Экологическая безопасность Республики Башкортостан». Нефтехимический комплекс, химзаводы республики наносят колоссальный ущерб природе, грозят разрушением экологического равновесия. Экологические службы должны предотвращать разного рода аварии, катастрофы, устанавливать объемы нанесенного природе и человеку ущерба… Как осуществляется экологический контроль Государственным комитетом?
— Организация с июля 2001 года в комитете круглосуточного дежурства позволила оперативно получать информацию о чрезвычайных ситуациях, связанных с загрязнением окружающей среды, и своевременно принимать меры по их предотвращению и ликвидации. Для стимулирования контрольно-инспекционной работы территориальных управлений было разработано и утверждено Временное положение об оценке этого вида деятельности. Отмечу, что это дало свои результаты. По сравнению с 2000 годом было наложено на 733 штрафа больше. Выросла взыскиваемость сумм штрафов с 41% до 65%. Контроль выполнения предписаний также усилен.