Заключение
Описанные и проанализированные в данной работе существующие и возникающие проблемы при хозяйственном освоении горных территорий не являются исчерпывающими. Проблем много, но объём работы не позволяет описать их все. Я, в основном, остановился на главных направлениях деятельности человека в горах и на экологических последствиях этой деятельности.
В настоящее время развитию горных территорий уделяется первостепенное значение. Об этом свидетельствует проведённый в Международный год гор (2002) Глобальный горный саммит, а также Национальный отчёт «Человеческое развитие в горных регионах Кыргызской Республики».
Управление развитием горных территорий существенно отличается от такового в обычных равнинных условиях. Это объясняется специфическими природно-географическими и климатическими условиями. С одной стороны существуют технические и технологические трудности при их освоении, а с другой – трудности, связанные с прогнозированием последствий этого освоения.
Управление экологической ситуацией на горных территориях является сложным и многоплановым процессом. Он требует от человека всесторонней подготовки. Многие аспекты горных геоэкосистем ещё до конца не изучены. Эта проблема требует привлечения многих специалистов и средств.
Анализ развития природных и природно-техногенных катастроф в мире и в Кыргызстане свидетельствует о том, что невозможно добиться экономического роста и устойчивого развития страны без надлежащих мер по сокращению ущерба, причиняемого стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями техногенного характера.
Чрезвычайные ситуации при промышленном и хозяйственном освоении горных территорий возникают под влиянием многих, зачастую внешне слабо меняющихся факторов, развитие которых протекает медленно. Техногенное воздействие на геоэкологическую среду настолько радикально видоизменяет последнюю, что установить начальные этапы подготовки катастрофы затруднительно. Процесс носит как бы скрытый характер и проявляется неожиданно: подтопления территорий, сдвижение земной поверхности, обрушение склонов и откосов, прорывы дамб. Это обуславливает остроту ситуации и порой неподготовленность к ней лиц, принимающих решения, упускается момент для своевременного проведения предупредительных и защитных мероприятий.
При чрезвычайных ситуациях всегда ощущается дефицит времени для того, чтобы всесторонне проанализировать обстановку. Для этих условий характерны неполнота и недостоверность имеющейся информации, и поэтому велик риск принятия неадекватного управленческого решения. Почти всегда специалисты сталкиваются с неопределённостью сведений об интенсивности развития опасного природно-техногенного процесса, его источниках и факторах, о масштабе охватываемой им территории, возможном ущербе.
Как показывает анализ, полностью избежать катастрофы в техносфере Кыргызстана в настоящее время не представляется возможным по многим причинам, главными из которых являются:
· значительная концентрация технологий и объектов интенсивного воздействия на природную среду и, прежде всего, на два элемента геологической среды – подземные воды и грунты;
· преимущественное размещение потенциально опасных техногенных объектов на территории предгорий и высокогорья с развитыми экзогенными геологическими процессами и высокой сейсмотектонической активностью;
· большое число устаревших производств с высокой степенью износа оборудования, законсервированных техногенных объектов, условия размещения и проектирования которых не соответствует современным представлениям о безопасности, и где мониторинг негативных процессов в районах их размещения практически отсутствует;
· ограниченное финансирование и отсутствие приоритета реализации программ предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на техногенных объектах;
· неполнота информации о предвестниках, неразвитость систем мониторинга, несовершенство знаний о процессах подготовки природно-техногенных катастроф;
· небрежность, недисциплинированность, неосмотрительность и неподготовленность персонала промышленных предприятий и населения территорий в области безопасности и предотвращения чрезвычайных ситуаций.
Чтобы в корне изменить это положение, необходима Государственная стратегия уменьшения рисков и смягчения последствий катастроф, имеющая научную, законодательную и экономическую базу.
Она должна содержать следующие основные аспекты:
- Выявление опасностей и оценка риска чрезвычайных ситуаций. Эта работа предполагает развёртывание систем наблюдения и количественный анализ информации за предвестниками катастроф, данных об устойчивости зданий, инженерных сооружений, потенциально опасных объектов в зонах техногенного влияния.
- Применение новейших достижений науки и техники для решения прикладных задач в области социальной безопасности. Несмотря на тяжёлое экономическое положение в Кыргызстане необходимо систематическое инвестирование в технологию и технические средства, с помощью которых защита населения и территорий от природно-техногенных катастроф может быть поднята на современный уровень. Необходимо иметь в виду, что для борьбы с каждой разновидностью катастроф в условиях ЧС необходимо проведение специфических оперативных мероприятий с использованием дополнительных ресурсов – материальных, технических, интеллектуальных и других.
- Повышение уровня осведомлённости персонала производственных объектов и населения прилегающих территорий о риске катастроф и мерах по смягчению их последствий и защите. Необходимо создать разветвлённую систему информирования населения в этой области, оперативного предупреждения в случае реальной опасности, обучения правилам поседения персонала объекта и населения территории в чрезвычайной ситуации. Эта работа должна привлечь общественность Кыргызстана к поддержке мероприятий по ослаблению угрозы катастрофы.
- Создание экономических механизмов стимулирования деятельности по снижению рисков катастроф, в том числе налоговых льгот. Государственное регулирования в области обеспечения природно-техногенной безопасности должно осуществляться по следующим направлениям: разработка перечня потенциально опасных объектов, экспертиза проектов таких объектов, декларирование их безопасности и лицензирование эксплуатационной деятельности, государственный надзор за технической безопасностью, страхования рисков, создание систем резервов финансовых и материальных ресурсов.
- Создание единой государственной системы снижения рисков и смягчения последствий катастроф с рациональным разграничением полномочий на государственном, региональном и местном уровнях и эффективной координацией работ на всех уровнях. В настоящее время для различных ведомств независимо от форм собственности задачи уменьшения рисков и смягчения последствий катастроф, особенно в условиях ограниченного финансирования, не являются приоритетными. Отдельные программы плохо согласуются между собой, имеют различные источники финансирования, целевое назначение и сроки исполнения. Необходимо разработать единую общенациональную целевую программу реализации Государственной стратегии уменьшения рисков и смягчения последствий от природно-техногенных катастроф, объединяющую все компоненты защиты персонала предприятий, населения и территорий от ЧС в существующих программах, и определить для неё единого государственного заказчика в лице МЭиЧС Кыргызской Республики.
- Все работы по предупреждению и прогнозированию природно-техногенных катастроф не достигнут своей цели, если они не будут завершаться принятием управленческих решений по выработке мер, направленных на снижение ущерба. В зависимости от целей и задач эти решения могут быть трёх типов: стратегические, превентивные и чрезвычайные.