Проблемы охраны биологического разнообразия Кыргызстана.
Стратегия и цели.
Цель защиты биологического и ландшафтного многообразия двояка: она заключается, во-первых, в оптимальном использовании и поддержке охраняемых территорий и, во-вторых, в защите неохраняемых территорий от истощения охотой, рыбной ловлей, сбором плодов и туризмом.
Существуют различные виды охраны биологического разнообразия: от неохраняемых территорий до заповедников. Но основная цель, характерная для всех типов земель остаётся одной и той же: сохранить природные ресурсы, включая биологической многообразие и ландшафты, для использования их населением или в научных целях. В любом случае нужно изменить не природу и окружающую среду, а сознание людей, использующих природные ресурсы. В идеале, для оптимизации сохранения ресурсов и получения выгод человеком, для каждой экосистемы должна быть разработана индивидуальная система управления с учётом изменяющихся как экологических, так социальных и экономических условий.
Для того чтобы приблизиться к этому идеалу, необходимо, насколько это возможно, привлекать к охране окружающей среды местное население. Оно знает об особенностях обстановки в местности, включая природные, экономические и социальные аспекты. Правительство может регулировать деятельность людей только в жёстких рамках, которые не всегда отвечают требованиям отдельных местностей или экосистем. К тому же, государственное регулирование не всегда существенно влияет на отношение людей и их деятельность. В каждом случае бывает по-разному.
Следовательно,
- местное население должно быть проникнуто идеей охраны окружающей среды, проинформировано, обучено и вовлечено в неё насколько это возможно,
- необходимо развивать чувство долга и их личную ответственность за окружающую среду и ресурсы,
- развивая свои способности в управлении ресурсами, государство должно эффективно управлять деятельностью по использованию ресурсов,
- при постепенном развитии у местного населения навыков управления ему должно быть передано больше власти и полномочий.
Это освобождает государственные учреждения от обязанности сосредотачиваться на поддержке этого процесса и создавать соответствующие структурные условия, что само по себе является большой задачей.
Возможные действия.
Экологическое образование и деятельность по повышению уровня осведомлённости населения, являясь непременным условием и существенной частью защиты природы, должны стать началом и объектом повышенного внимания. Такая деятельность может планироваться как местным населением, так и быть частью проектов непосредственно направленных на защиту окружающей среды или на эффективное использование любых ресурсов. Можно совмещать все средства и методы, так как они нацелены на усиленное вовлечение населения.
Эта деятельность также должна стать частью развития охраняемых территорий. Все участники, включая местное население, должны быть вовлечены в процессы планирования и принятия решений для охраны территорий. Даже в рамках контроля и исследования они могут играть определённую роль или, с другой стороны, контроль и исследования могут быть использованы для того, чтобы сделать местное население и долевых участников неравнодушными к экологическим проблемам и информировать их об этих проблемах. Это уже может быть учтено как первый шаг к применению концепции буферной зоны, значительно более последовательного, чем в данное время. Обязательным условием для применения методов участия концепции буферной зоны должно стать обучение кыргызских специалистов.