Проблемы обезлесения.
Население, живущее рядом или имеющее относительно свободный доступ к лесным районам, должно быть активно вовлечено в управление этими горными ресурсами. Должно быть выработано осознание прямой и косвенной ценности леса и требований по его защите. Права и обязанности должны быть согласованы между государственным агентством по лесу и местным сообществом, при условии, что местные сообщества будут обладать соответствующими возможностями, влиять на управление лесами.
При существующих административных и законодательных условиях, эта финальная цель пока далека от воплощения в жизнь. Но все действия, изложенные ниже, должны быть использованы. Следует заметить, что полная приватизация лесов неуместна, хотя и рекомендуется перевести некоторые аспекты производства из Лесхоза сообществам и частным предприятиям. Правительственное агентство выполняет государственные контрольные функции, а местные сообщества должны быть заинтересованы в использовании и защите лесов.
Полный запрет рубки не является адекватным для развития национального лесного хозяйства и даже не является адекватным для защиты лесных ресурсов. Кыргызстан мог бы значительно сократить импорт леса из за рубежа, посредством рубки своего собственного леса, не только без вреда для лесных ресурсов, но и с увеличением производительности последних и с соблюдением принципов их устойчивого использования.
Возможные действия.
Система управления. Государственное Агентство по лесному хозяйству и лесхозы должны продолжать функционировать, приспособляясь к новым экономическим требованиям. Это уже началось благодаря поддержке Швейцарского проекта Lesic, который является первым лесным проектом в Центральной Азии.
Децентрализация структуры управления, планируемая Lesic, позволит отдельным лесхозам проводить независимую экономическую деятельность и сохранять основную часть дохода для повторного инвестирования в лесную деятельность. Все действия будут находиться под наблюдением центральной администрации.
Улучшенные методы лесного управления должны быть на вооружении управляющей системы. Критерии рациональной рубки леса и рационального снятия урожая других продуктов леса нуждаются в развитии. Старые заявления о рациональном производстве придавали значение только промышленной продукции лесов и не обращали внимания на использование других продуктов леса.
Выпас на территориях, которые больше не покрыты лесом, как и в самом лесу должен управляться и контролироваться лучше. Это невозможно без сотрудничества лесхозов с местными общинами.
Участие всех заинтересованных сторон в планировании использования лесных ресурсов должно поощряться. Это будет содействовать защите и эффективному осуществлению систем лесного управления. Так называемое лесное управление в сотрудничестве должно в дальнейшем быть поддержано не только как выбор экономически эффективного управления для лесхоза, но также для повышения интереса местного населения, так как это обеспечит занятость. Необходимо иметь легальную собственность на землю или права на её использование в зонах леса для индивида или групп, чтобы обеспечить долгосрочную выгоду от инвестиций в лесную деятельность.
Установление лесных лотов для общинного леса, топливного леса и агро-лесных технологий должны быть поддержаны либо в системе Лесхоза, либо для отдельных индивидов. Индивиды должны иметь долгосрочные легальные права на землю, для того, чтобы осуществлять посадки деревьев. Посадка деревьев является долгосрочным вложением, и она не будет предпринята, если человек не уверен в своих правах и правах его детей на землю в ближайшем будущем. Законодательство также нуждается в изменении, для разрешения контролируемых рубок.
Широкомасштабные посадки для достижения национальных целей должны управляться Государственным Лесным Агентством. Это же относится к защитным насаждениям против водных разливов (в зонах риска и эрозии, в районах высоких склонов и пр.). Надо стимулировать частные предприятия для посадок промышленного леса.