Природоохранное просвещение и концепция эколого-политологического образования
- образование по вопросам окружающей среды не должно являться лишь еще одним предметом, подлежащим включению в существующие программы; оно должно стать катализатором или общим знаменателем в процессе обновления обучения.
В 70-80-е гг. формируются структуры формального (в рамках учебных заведений) и неформального (в рамках всего общества в целом) экологического образования. В системе неформального экологического образования осуществляется деятельность по распространению и пропаганде экологических знаний вне учебных заведений. Целью неформального экологического образования, охватывающего все общество, является изменение отношения членов общества к среде обитания. Это необходимо для того, чтобы, с одной стороны, повысить их ответственность по отношению к природе, а с другой, - дать всем членам общества необходимые знания, открывающие возможность осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы не подрывать природные условия социальной жизни или минимизировать наносимый среде обитания ущерб.
Неформальное экологическое образование характеризуется определенными уровнями, тесно связанными между собой. Так, например, распространение экологических знаний среди детей различного возраста, воспитание бережного отношения ко всему живому, сочетается с учреждениями просветительских центров, соответствующей ориентацией СМИ, изданием природоохранной литературы и т.д.
В системе формального экологического образования (т.е. в учебных заведениях) выделяется 4 уровня. На первом уровне предусматривается пропаганда знаний в области отношений между человеком и природой в рамках дошкольного образования. В доступной форме (в основном в виде игры) в этот период даются знания, показывающие основы бережного отношения к природе. Второй уровень связывается со школьным образованием на специальных уроках и при изучении смежных дисциплин. Особое внимание уделяется практической работе, закрепляющей знания. Третий уровень -экологическое образование, которое дается в высших и средних специальных заведениях, где: 1) создаются специальные факультеты; 2) читаются специальные расширенные курсы; 3) в традиционных курсах усиливается экологическая направленность; 4) проводится специализация в области изучения различных аспектов проблемы взаимоотношения человека и среды его обитания (научно-технического, социально-экономического, политического и других аспектов). Именно на этом уровне осознается потребность в эколого-политологическом образовании, а особенно потребность в ликвидации эколого-политологической безграмотности людей, принимающих политические решения. Четвертый уровень предполагает природоохранное просвещение всех специалистов, повышающих свою квалификацию на специальных курсах, соответствующих факультетах и т.п.
Экологическое образование в целом (как формальное, так и неформальное) призвано:
- воспитывать членов общества, хорошо понимающих взаимосвязь человека и природы, осознающих необходимость сохранения как регионального, так и глобального экологического равновесия, и постоянно содействующих этому;
- обеспечивать точную информацию о состоянии окружающей среды, что дает возможность обществу принимать оптимальные решения по ее использованию;
- обеспечивать распространение знаний, умений и навыков, необходимых человеку для решения стоящих перед ним взаимосвязанных проблем окружающей среды и устранения возможности возникновения тех же проблем в будущем;
- ориентировать на то, что принимая любое решение в области окружающей среды, необходимо стремиться к равновесию между необходимостью удовлетворить потребности сегодняшнего дня и возможными последствиями этого решения в будущем;