Природоохранное просвещение и концепция эколого-политологического образования
Вопросы экологии занимали людей с незапамятных времен, однако лишь в двадцатом столетии пропаганда природоохранных идей приобретает практическое значение. Рассмотрим основные этапы развития данных идей.
Первый этап международного природоохранного образования и просвещения начинается после второй мировой войны, с момента основания в 1948 г. Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП) Одной из своих задач данный Союз видел распространение знаний о природе, coxранение и восстановление ее богатств. Вот что сказано в уставе МСОП по этому вопросу:
-союз рекомендует и поощряет любые национальные и международные мероприятия по:
а) сохранению во всех частях света органической жизни в ее природной среде, почв, вод, лесов;
б)распространению новейших научных и технических достижений в области защиты природы и сбережения природных ресурсов;
в)использованию и широкому распространению обширной программы просвещения и пропаганды с целью убедить общественное мнение проникнуться идеей о необходимости защиты природы и сохранению природных ресурсов;
г)подготовке проектов международных соглашений и всемирной конвенции об охране природы;
д) всякого рода научным исследованиям по защите природы и сбережению ее ресурсов (см. Устав МСОП, 1948)
В 1950 г. при МСОП была создана постоянная комиссия по просвещению. Она стала осуществлять во многих странах (и прежде всего промышленных) широкую просветительскую деятельность в области охраны природы.
К 70-м годам просветительская деятельность начинает охватывать наряду с развитыми и другие страны.
Второй этап в развитии природоохранного просвещения начался в середине 70-х гг., когда ЮНЕСКО и ЮНЕП учредили международную программу по образованию в области окружающей среды.
На третьем этапе природоохранного просвещения (в 80-е гг.) идея организации всеобщего непрерывного экологического образования все более проникает в сознание широких слоев населения и все шире распространяется в развивающихся странах, где еще в 60-70-х гг. к идеям природоохранного просвещения относились весьма скептически, считая все эти экологические проблемы уделом развитых стран.
В 80-е годы и развивающиеся страны стали понимать, что для правильного реагирования населения на экологические проблемы и для формирования отношений между обществом и государством, основанных на доверии и понимании, необходимо наличие соответствующей информации, и что эффективное использование этой информации предполагает наличие обученных людских ресурсов.
Мировая стратегия образования в области окружающей среды, принятая ЮНЕП, характеризуется следующими основными чертами:
- образование в области окружающей среды осуществляется в течение всей жизни человека и является неотъемлемой частью процесса общего образования. Оно должно сосредоточиваться на практических проблемах и носить междисциплинарный характер. В то же время оно призвано способствовать осознанию экологических ценностей, содействовать коллективному благосостоянию и уделять основное внимание проблеме экологического выживания человека;
- образование в области окружающей среды не должно ограничиваться системой формального образования. Неотложной потребностью является объединение образования в области окружающей среды с другими формами образования. Его тематика должна касаться всех разделов школьной и внешкольной программы и образовывать единый непрерывный процесс;
- в рамках формального образования на всех уровнях следует учитывать различные элементы учебного процесса и постепенно достигать междисциплинарности;