Правовая охрана окружающей среды закрытого административно-территориального образования
Закрытым административно-территориальным образованием (ЗАТО) признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по переработке, изготовлению, хранению, утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых необходим особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
ЗАТО рассматривается как административно-территориальная единица со своими органами управления. Такой единицей может быть город, поселок городского типа, отдельно функционирующий объект (станция, установка и т.п.). Правовой режим ЗАТО определяется Законом РФ, принятым 14 июля 1992 г. Согласно ему, ЗАТО образуется по решению высших представительных органов Российской федерации по вопросам обеспечения особого режима и находится в ведении федеральных органов государственной власти'.
Особый режим безопасного функционирования предприятий и иных объектов в ЗАТО диктует установление ограничений на въезд и постоянное проживание граждан, образование контролируемых зон на границе района или внутри его, ограничения полетов, другие ограничения, которые могут вводиться местной администрацией.
Земли ЗАТО могут включать в себя земли городов, поселков и сельских населенных пунктов. Земли, занимаемые предприятиями и иными объектами, находятся в федеральной собственности, земли, используемые для удовлетворения местных нужд, образуют муниципальную собственность. По мере надобности местная администрация может выделять земельные участки с особым режимом землепользования. Органы государственной исполнительной власти принимают меры по предоставлению гражданам земельных участков внутри ЗАТО или за его пределами для занятия садоводством, огородничеством, для дачного или жилищного строительства.
Органы местного самоуправления ЗАТО координируют деятельность предприятий и организаций при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, разрабатывают схемы оповещения и эвакуации населения при авариях и катастрофах и принимает меры по спасению жизни и охране здоровья людей при чрезвычайных обстоятельствах.
Местные органы через центры санитарно-эпидемиологической службы и органы государственного экологического контроля ведут контроль за выполнением санитарных и экологических норм безопасности и состоянием окружающей среды, информируют о результатах подобных проверок.
Финансирование ЗАТО осуществляется по многим источникам: отчисления из федерального бюджета, субсидии из местных средств, льготы по налогам. Не менее 10 % от затрат на производственное строительство направляются на социально-экономическое развитие территории, в том числе на охрану здоровья и экологию.
Граждане, проживающие и работающие в ЗАТО, подлежат обязательному бесплатному государственному страхованию на случай причинения ущерба их жизни, здоровью и имуществу из-за радиационного или иного воздействия при аварии на предприятиях
и иных объектах. При ликвидации предприятия или перепрофилировании производства высвобождаемые работники имеют право на досрочный (но не менее чем за два года) выход на пенсию.