О стратегии смягчения последствий стихийных бедствий
Обеспечение безопасности населения и территорий от стихийных бедствий представляет собой деятельность органов государственной власти. Она подразделяется на два элемента: ликвидация стихийных бедствий; предупреждение стихийных бедствий. До восьмидесятых годов практически все страны в своей политике безопасности стихийных бедствий первостепенное внимание уделяли ликвидации последствий. В рамках этой политики основное внимание было сосредоточено на совершенствование мер безопасности. В настоящее время задачи связанные с ликвидацией стихийных бедствий в основном выполнены. Созданы национальные системы спасения населения в условиях стихийных бедствий. Опыт ликвидации последствий стихийных бедствий свидетельствовал, что, не смотря, на совершенствование технических и организационных мер ликвидации последствий стихийных бедствий дальнейшие усилия в этом направлении с целью повышения безопасности населения и природной среды, становятся все менее эффективными. Экономика высокоразвитых стран не в состоянии увеличивать финансирование работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и восполнять потери от них. В силу выше изложенного в восьмидесятые годы в высокоразвитых странах была осознана необходимость сменить акцент государственной политики в сторону решения задач по предупреждению стихийных бедствий. Таким образом, на современном этапе приоритетное значение приобретает необходимость формирования политики по предупреждению стихийных бедствий, направленной на снижение риска и смягчение последствий.
В качестве количественного измерения уровня опасности используется шкала рисков, где от того или иного вида опасности, определяется следующими тремя компонентами: вероятностью реализации; величиной ущерба; неопределенностью ущерба и вероятности. Эти критерии определяют возможность противостоять ущербу и ликвидировать последствия стихийных бедствий.
На территории Российской Федерации сохраняется высокий уровень стихийных бедствий. В ближайшей перспективе по ряду показателей экономика страны будет не в состоянии восполнить потери от стихийных бедствий. В подобной ситуации переход к устойчивому развитию становится нереальным без повышения уровня и эффективности, предупредительных мер стихийных бедствий. Поскольку многие стихийные бедствия предотвратить нельзя, то борьба за уменьшение ущерба и потерь от них становится важным элементом государственной политики. Основной выход из создавшегося положения – создание новой идеологии противодействия стихийным бедствиям. Переход на анализ и управление рисками должен обеспечить преодоление негативной тенденции роста числа стихийных бедствий. Проведение комплекса мер по выявлению опасности и мониторингу риска стихийных бедствий позволит определить пути и меры по преодолению неблагоприятной тенденции роста масштабов и последствий стихийных бедствий. Переход на нормирование допустимых рисков обеспечит существенное снижение риска для населения, проживающего в районах, подверженных стихийным бедствиям. Уменьшение количества и масштабов последствий стихийных бедствий переход на новые экологически безопасные технологии позволит существенно снизить нагрузку на экосистему и будет способствовать оздоровлению экологической обстановки Российской Федерации.