ЮВА с точки зрения условий для развития терроризма
ЮВА – одна из «горячих точек» мирового терроризма, что во многом обусловлено географическим положением. Через этот регион по международным стратегическим морским путям ежедневно проходят от 200 до 600 судов, перевозящих сырую нефть, другие энергоносители, химикаты, импортируемые и экспортируемые Японией, Китаем, Кореей и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь также пролегают важные морские и воздушные пути в Южную Азию и на Ближний Восток [7].
По оценкам ООН, до 80% из 6 млрд т груза, продающихся каждый год, перевозится морским транспортом. Из них почти 75% проходит через один из пяти основных «узких проходов»: Панамский канал, Суэцкий канал, Гибралтарский пролив, Ормузский пролив и Малаккский пролив (ЮВА) [4].
Малаккский пролив расположен между полуостровом Малакка и островом Суматра и соединяет Андаманское и Южно-Китайское моря. Его длина около 1000 км, наименьшая ширина около 40 км, наименьшая глубина на фарватере всего 25 м. Через пролив осуществляется четверть мировой торговли, доставляется половина от общего мирового объема транспортируемой нефти и сжиженного газа [8].
По сообщению информагентства «World Net Daily», «Аль-Каида» уже приобрела 15 судов для организации терактов. Корабли, купленные «Аль-Каидой», могут перевозить груз смертельных химических веществ, «грязную бомбу» (так называемая «грязная бомба» состоит из обыкновенных взрывчатых веществ с примесью радиоактивных материалов; поражающий эффект достигается за счет рассеивания радиоактивной пыли, появляющейся в результате взрыва) или даже ядерное оружие. Они могут просто зайти в гражданский порт и взорвать себя там. Это корабли-камикадзе [9]. В этой связи на фоне традиционного пиратства существует вполне реальная опасность атак «Аль-Каиды» или сотрудничающих с ней террористических групп на наиболее важных водных путях и судоходных каналах.
Атаки террористов на этих крупнейших транзитных морских путях вполне способны надолго парализовать международную торговлю. К примеру, если в Малаккском проливе на фарватере затопить либо подорвать захваченный один или несколько танкеров с нефтью или нефтепродуктами (или танкер-химовоз), то пролив надолго будет блокирован – на недели или даже месяцы, а возможно, и намного больше, если будет использоваться «грязная бомба», подобная той, которая, по сообщению «Washington Times» со ссылкой на секретные доклады американской разведки, имеется у террористов «Аль-Каиды», действующих в Ираке под руководством Абу Мусаба аль-Заркави [10].
Итак, возможными сценариями терактов в Малаккском проливе могут быть:
- захват танкера и его столкновение с другим танкером;
- захват круизного лайнера, сопряженный с опасностью большого числа жертв среди пассажиров и членов экипажа;
- захват танкера с последующим подрывом его в ближайшем морском порту [5].Террористическая опасность в регионе ЮВА в том числе с использованием ядерных материалов подтверждается на высоком международном уровне. Как заявил 30 марта 2004 года на прошедшей в Маниле 2-ой межсессионной встрече регионального форума Ассоциации государств Юго-Восточной Азии заместитель координатора по вопросам противодействия терроризму государственного департамента США Уильям Поуп: «"Аль-Каида" и тесно связанная с ней группировка «Джемаа исламия» могут готовить теракты на морских путях Юго-Восточной Азии. У них для этого достаточно ресурсов». Он считает, что наиболее вероятной целью таких атак является самая оживленная морская магистраль - расположенный между индонезийским островом Суматра и полуостровной Малайзией Малаккский пролив. По этому маршруту ежедневно осуществляется четверть мировой торговли, доставка половины от общего объема транспортируемой нефти и сжиженного газа [8].
При осуществлении теракта может быть использовано ядерное оружие или «грязная бомба». Так, правительство Австралии выражает серьезную озабоченность тем, что террористы могут планировать атаки на морские судоходные артерии ЮВА, как на одни из самых оживленных в мире, «с применением ядерного оружия – примитивного ядерного устройства или «грязной бомбы»». Австралийский доклад о существовании такого рода опасности был распространен среди участников Международной конференции по борьбе с терроризмом на транспорте стран-членов АСЕАН, проходившей в Маниле в марте 2004 года.
В нем в частности утверждается: «Юго-Восточная Азия является передовой в борьбе с терроризмом. Новые атаки неизбежны». И там же: «Есть однозначные свидетельства того, что «Аль Каида» ставит перед собой задачу подрыва мировой экономики, а ее неотъемлемой частью является мировое судоходство, ставшее одной из главных целей террористов» [11].