Охрана окружающей среды
При устройстве оснований и покрытий из сборных железобетонных плит применяются монтажные механизмы, чаще всего автомобильные краны.
Краны устанавливают с соблюдением правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных машин, которыми запрещается работать на недостаточно ровной и горизонтальной площадке, подъем плиты, масса которой превышает грузоподъемность крана на данном вылете стрелы, при сильном ветре (особенно, если он действует в направлении грузового момента) и др.
Укладка плит производится после завершения работ по возведению земляного полотна и основания. Плиты могут укладываться двумя способами - "на себя" и "от себя". Работая по методу "на себя", монтажный кран перемещается по земляному полотну, а это не всегда безопасно. При слабых грунтах может произойти продавливание основания под опорами монтажного крана. Устойчивость грунтов сильно снижается в весенний и осенний периоды во время интенсивных продолжительных дождей, когда грунты сильно переувлажняются и их несущая способность значительно снижается. Во всех этих случаях для обеспечения устойчивости крана требуется укреплять грунтовое основание - устраивать подсыпки из песка или шлака, применять временные инвентарные колейные дороги и площадки для стоянок (из деревянных плит или шпал, деревометаллических рам, железобетонных плит). Пневмоколесные краны должны работать с выносными опорами, обеспечивающими снижение удельного давления на грунт.
Наиболее распространен и безопасен способ "от себя". Монтажный кран устанавливается таким образом, чтобы с одной стоянки можно было уложить максимальное число плит и не переносить их над работающими. В этом случае монтажный механизм и автомобили, подвозящие дорожные плиты, передвигаются по готовому покрытию. Устойчивость монтажного крана уже не зависит от несущей способности грунта. Но в нашем случае, при устройстве переездов, этот способ нельзя применить, ввиду малого объема работ на каждом переезде. Поэтому особое внимание следует уделить обеспечению безопасности, применительно к первому способу ("на себя") устройства покрытий и оснований из сборных железобетонных плит.
При монтаже сборных железобетонных дорожных плит может произойти обрыв петли или одной из ветвей стропа (рис 1), например АВ. В этом случае центр тяжести плиты О переместится в положение О1 т.е. плита переместится по вертикали на высоту h (упадет с высоты h). На необорванную ветвь стропа ВС будет приходиться вес всей плиты. Кроме того, в момент достижения центра тяжести О положения О1 на необорванную ветвь окажет воздействие динамическая нагрузка, зависящая от h. Коэффициенты запаса прочности канатов, применяемых для стропов, принимается равным 3-6. Однако в результате износа троса и динамического воздействия грузоподъемность ветви ВС может оказаться недостаточной и произойдет ее обрыв. Кроме того, кран может потерять устойчивость и опрокинуться в обратную сторону. Чтобы уменьшить воздействие на необорванную ветвь в случае обрыва одной из ветвей, нужно поднимать груз не более чем на длину плиты. Этим будет достигнута разгрузка необорванной ветви стропа за счет того, что точка А при обрыве ветви окажется на поверхности земли и на оставшуюся ветвь будет воздействовать уже не весь вес плиты, а только его половина. Динамическое воздействие также значительно уменьшится.