Проблемы
Некоторое повышение уровня жизни и появление прослойки богатых привело к увеличению числа автомобилей, поставив перед Азией и Африкой такую совсем еще недавно неизвестную проблему как выхлопные газы. Ситуация усугубляется и тем, что из-за невозможности для подавляющего большинства жителей развивающихся стран приобрести современные модели основу автомобильного парка составляют подержанные машины, потребляющие много топлива и выделяющие огромное количество выхлопных газов (в скобках замечу, что еще более остро эта проблема стоит в Восточной Европе и в частности в Эстонии). В Нигерии, где уровень индустриализации весьма низок, 90% всех загрязнений атмосферы производят автомобили /2, c.65/. И масштабы этой проблемы будут только расти по крайней мере в течение 10 - 20 лет. С использованием технически устаревших автомобилей связано и такое крайне неблагоприятное явление как шумовое загрязнение /2, c.66/.
Из-за устаревшей технологии и некачественного оборудования в развивающихся странах загрязнение экосистемы на единицу продукции в полтора раза выше, чем в Европе и Америке /3, с.71/.
Отсутствие воздухоочистных сооружений привели к выпадению кислотных дождей, которые еще совсем недавно считались "привелегией" промышленно развитых государств /2, c.65/.
4.6. Полезные ископаемые
. Хотелось бы выделить такую проблему как использование полезных ископаемых, и осбенно нефти. Ближний Восток является основным ее поставщиком в индустриальные страны Запада, его доля в мировой нефтедобыче составляет 60% и с каждым годом все увеличивается /2, c.92/. Именно нефть заложила основу относительного благополучия Кувейта, Саудовской Аравии и других стран - членов ОПЕК. В этих странах процветает не только верхушка общества - огромный объем нефтяного экспорта позволил обеспечить нормальную жизнь всем гражданам этих государств. Однако, настораживает другое: нефть- невосполнимый ресурс, рано или поздно ее запасы подойдут к концу. Конечно, на начальном этапе развития нефтеэкспорт может заложить основу будущего процветания, позволив приобрести передовые технологии и современное оборудование, налададить инфраструктуру и покончить с бедностью. И хотя сейчас на Ближнем Востоке строятся суперсовременные города, создается густая сеть дорог, происходят и другие позитивные изменения, но промышленность и сельское хозяйство развиваются довольно медленно. Если ситуация координальным образом не изменится, через несколько десятилетий последствия могут быть самыми неблагоприятными.
Однако, не только истощение месторождений является проблемой стран-экспортеров нефти: велик и ущерб, наносимый экосистеме. Нефтяная пленка, убивающая все живое, во многих местах покрывает прибрежные воды Персидского залива, сжигание попутного газа (в Кувейте сжигают более 60 % этого ресурса) наносит огромный ущерб атмосфере /2, c.94/. Растущие потребности самих развивающихся стран (темп увеличения потребления энергоресурсов там в 2.5 раза выше, чем на западе) грозят существенно усугубить эту проблему /3, c.30/.
Добыча каменного угля, способного послужить отличным источником тепла для жилищ, дешевым и весьма эффективным энергоресурсом для промышленности, вследствие устаревшей технологии выводит из хозяйственного оборота значительную часть земли, чем способствует ее опустыниванию /3, c.31 /.