Новая технология и новые материалы.
Одним из важнейших направлений технического прогресса, приводящим к снижению потребности в сырье, является снижение массы машин, оборудования, сооружений. Первые паровые машины при своей малой мощности были чрезвычайно тяжелы. Не говоря уже о паровых машинах Ньюкомена, Севери, Ползунова, первые машины Уатта весили 300 кг на индикаторную лошадиную силу, т.е. более 400 кг на 1 кВт, а к началу ХХ в. - 135-140 кг. Затем появились паровые турбины, мощность которых все более увеличивалась при более медленном росте массы. Максимальная мощность современных турбин составляет 1200-1300 Мвт, а их масса и линейные размеры не намного отличаются от массы и линейных размеров турбин мощностью 800 и даже 500 МВт.
На тепловых станциях страны в настоящее время совершается переход от блоков в 500 и 800 МВт. На Костромской ГРЭС был установлен первый в России блок мощностью 1200 МВт. На базе действующих создается серия мощных блоков, которые будут применены на создаваемых крупнейших ТЭЦ КАТЭКа. Экономичность более мощных блоков характеризуется следующими данными. Если принять за 100 массу металла турбин мощностью 300 МВт, то на турбинах 500 МВт она снижается (на единицу мощности) до 77, а на турбинах 800 МВт - до 75. Удельная кубатура главного корпуса электростанций, принятая за 100 при турбинах 300 МВт, при более мощных турбинах - 500 и 800 МВт составляет соответственно 75 и 57, штатных коэффициент - 70 и 55.
Следовательно, в течение ряда десятилетий происходит переход к двигателям, все более мощным и имеющим меньшую массу на единицу мощности, что в конечном счете означает относительную экономию металла. Эта тенденция, очевидно, сохранится и в дальнейшем наряду с ускорением научно-технического прогресса.
В развитии двигателей внутреннего сгорания наблюдается та же тенденция повышения мощности и снижения их массы. Само по себе появление двигателей ознаменовало мощный скачок в техническом прогрессе - развитие автотранспорта и авиации. Только тогда, когда были созданы достаточно мощные на единицу массу (или легкие на единицу мощности) двигатели, смогли подняться в небо летательные аппараты тяжелее воздуха. Дальнейшее совершенствование двигателей - появление газовых турбин - позволило многократно увеличить грузоподъемность и скорость самолетов, а создание еще более мощных ракетных двигателей и эффективных видов топлива открыло возможность освоения космического пространства. Все это свидетельствует об экономии массы, а значит, и об экономии металла. Не трудно заметить и непосредственное влияние снижения массы машин на относительное сокращение потребности в добыче железнорудного сырья.
Один из характерных результатов научно-технического прогресса в области электроники и техники полупроводников - микроминиатюризация. Сложнейшие сочетания, равноценные блоку из 50-100 и более элементов, умещаются на кремниевых или германиевых микроплатах площадью 1 кв.мм или его доле. Благодаря микроминиатюризации резко снижаются габариты электронных приборов. Современная электронно-вычислительная машина пятого поколения во много раз меньше по габаритам электронно-вычислительных машин первого поколения. Микроминиатюризация позволяет многократно сократить размеры многих других устройств и вместе с тем и удельную потребность в материалах для них, а стало быть, и объем добычи ресурсов.
Новая технология производства черных металлов - одно из новейших направлений прогресса техники. Выше уже отмечалось большое значение развития электрометаллургии, в частности создания первого крупного электрометаллургического бездоменного комбината в Старом Осколе. Новая бездоменная и бескоксовая металлургия позволит снизить нагрузку на окружающую чреду. Удельные выбросы вредных газов при бездоменном процессе в 3 раза ниже, чем при традиционном способе производства стали.
Подобное же значение будет иметь и другое новое направление в технике производства металлов - порошковая металлургия, формирование металлических изделий из железных порошков в смеси с порошками из других металлов. Этот способ дает возможность резко сократить трудоемкость изделий, снизить их себестоимость до 30% себестоимости изделий, получаемых обычным путем, а также обеспечить необходимую структуру металла, его пористость. По данным А.И.Манохина, в среднем на 1000 т изделий из металлических порошков сберегается до 2500 т металла, высвобождается 190 рабочих.
Большое значение имеет использование металлических порошков для нанесения распылением и наплавкой покрытий на трущиеся детали машин, что продлевает срок их службы, защищает от коррозии различные виды оборудования, сооружения, строительные конструкции. Срок службы изделий можно увеличить в 2-3 раза и существенно сократить потери от коррозии, которые оценивают применительно к современному общему металлофонду страны в 11-13 млн.т/год.