Самосознание человечества и самосознание природы
Человечество – великая геологическая сила, одаренная самосознанием. До сих пор разум человека служил прежде всего средством осуществления господства над «слепыми природными силами». Разум, воля, организованность, взаимопомощь – все эти качества издавна определили особое положение человека на Земле, который мог устоять после любых природных катастроф. Человек создал замечательную технику, перед которой бессильна земная природа, и из всепланетного фактора стал фактором космическим, распространяющим свое влияние на околоземный космос, некоторые планеты.
И вот теперь, когда «человек стал великаном», он все яснее осознает мудрость истины, высказанной некогда Ф. Бэконом: «Чтобы покорять природу, надо ей подчиняться».
В середине нашего века человечество стало постепенно менять свою стратегию по отношению к природе. От альтернативы – господство или подчинение – пришлось отказаться. Сотрудничество с природой, ее всемирная охрана!
Но тут возникает извечная проблема противоречия мечты и действительности. Благие пожелания требуется реализовывать, а ведь далеко не все создания прекрасной человеческой фантазии могут быть воплощены в жизнь. Человек в отношениях с природой всегда ориентировался на пышные райские кущи – это не мешало ему создавать техногенные пустыни.
Два десятилетия назад казалось, что технические системы «…вскоре составят искусственную Природу – гораздо более сложную и в то же время гораздо более гибкую и послушную творческому гению человечества, чем когда-либо была мать-Природа». Так писал английский физик Д. Бернал. Сейчас подобные представления выглядят безнадежно устаревшими. Искусственная природа, как оказалось, ни сложностью, ни гибкостью, ни красотой не может соперничать с матерью-Природой.
… Самый замысловатый современный физический прибор , самая «умная» кибернетическая машина устроены гораздо проще, чем обыкновенный зеленый лист дерева, бабочка или медуза. Чем лучше мы узнаем внутреннюю биохимическую жизнь организмов и необычайную сложность взаимосвязей особей, видов между собой и с окружающей средой, тем больше восхищаемся гармонией природных процессов и тем яснее понимаем, с какими трудностями связана их перестройка. Мы начинаем постигать неявную мудрость Природы, идеально приспособившей естественные ландшафты к определенным физическим зонам земной поверхности. Нам с трудом дается это искусство. Нет у нас в запасе тех тысяч лет, которыми располагает природа. Мы вынуждены искать новые, неведомые природные решения, создавать новые ландшафты, следить за их развитием и направлять его, отмечать закономерности эволюции, чтобы давать обоснованные прогнозы на ближнее и далекое будущее.
Понимание прошлого – важнейший компонент предвидения будущего.
… Единству природы и человека должно соответствовать единство знаний о природе и человеке. Только обобщенное знание, включающее наряду с естественными науками так же этику и эстетику, поможет перестраивать природу по законам и пользы, и красоты.
Но как бы велики ни были наши знания, следует помнить о незнании. Именно им определяются вредные нежелательные последствия человеческой деятельности. Успехи науки не избавляют нас от незнания многих и многих аспектов жизни природы, общества, самих нас. Поэтому, не уповая всецело только на знания – великую силу научно-технического века, приходится учитывать их ограниченность, умет сомневаться, стремиться к красоте, доверять природе .
Таким образом я считаю, что окружающий нас мир и наш организм, это единое целое, и все выбросы и загрязнения поступающие в атмосферу это урон нашему здоровью.
Если же мы будем стараться как можно больше положительного сделать для окружающей среды этим мы продлеваем свою жизнь и оздоровляем свой организм.
И нельзя не согласиться со словами, что все в этом мире взаимосвязано, ничто не исчезает и ничто не появляется ниоткуда.
Наш окружающий мир – это наш организм, оберегая окружающую среду – мы оберегаем свое здоровье.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека.
Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем и создаем.
1.
Белова И. Охрана окружающей среды. Учебник для технических ВУЗов, 1991 г.