Система экономических инструментов природопользования и охраны окружающей среды и их сравнительный анализ с административно-контрольными методами
Основные преимущества и вместе с тем слабые моменты эмиссионных платежей как ведущего элемента экономического механизма охраны окружающей среды следующие:
Преимущества:
§ высокая эффективность с точки зрения экономии экологических затрат;
§ способность вырабатывать устойчивые стимулы к сокращению загрязнения среды, а там самым и к научно-техническим инновациям;
§ усиливают гибкость механизма экологического управления в целом, обеспечивают условия для самостоятельного определения предприятиями стратегии природоохранной деятельности;
§ способствуют через механизм рыночного ценообразования сохранению дефицитных экологических ресурсов для будущих поколений;
§ обеспечивают природоохранную деятельность необходимыми источниками финансирования
Недостатки и слабости:
§ сложность точного задания начального уровня эмиссионных платежей и обусловленная этим неопределенность достижения конечного природоохранного результата;
§ высокая чувствительность к инфляционным процессам, требующая постоянной корректировки уровня платежей;
§ риск снижения конкурентоспособности продукции, в том числе на международных рынках, вследствие относительно высоких совокупных экологических издержек.
В современный период «доводка» инструментов экологического управления осуществляется с учетом их сильных и слабых сторон. Для многих стран при этом характерны следующие тенденции.
Переход от механического противопоставления административно-контрольных и экономических инструментов управления к их совместному применению с учетом того, что природа многих из них двойственна (например, штрафных санкций за сверхнормативное загрязнение среды, являющихся по сути административными инструментами, но обосновываемых с эколого-экономичёских позиций, с учетом экономического ущерба, наносимого несанкционированной хозяйственной деятельностью окружающей среде). Далее, применение любых управленческих рычагов требует их «прописывания» в законе и контроля за соблюдением со стороны государства. Они предполагают существование властных структур (бюрократии) для введения их в действие и в то же время изменяют стимулы, проистекающие от иен и воздействующие на рыночное поведение хозяйствующих субъектов, хотя и различными способами. Иными словами, и административные и экономические инструменты не «запускаются» автоматически, требуя соответствующей институциональной, политической, культурно-образовательной и т.п. среды.