Антропогенный фактор
9. Антропогенное воздействие на подземные воды.
Подземные воды представляют собой одновременно важнейший природный ресурс, полезное ископаемое, и компонент экосистемы. Уникальность подземных вод как полезного ископаемого заключается в его частичной возобновляемости, практической повсеместности, возможности создания искусственных месторождений.
Источники загрязнения подземных вод весьма разнообразны и почти полностью обязаны своим существованием антропогенным причинам. Непосредственно в грунтовые воды перетекает фильтрат – токсичная жидкость, образующаяся на свалках в результате разложения органики. Технологические трубопроводы и резервуары протекают. Но наибольшее воздействие оказывают отвалы терриконы, отстойники, шламохранилища промотходов (особенно тяжелые последствия от старых горных и химических предприятий). Транспорт – также загрязнитель грунтовых вод. Выхлопные газы автомобилей (оксиды и диоксиды и др. вредные вещества) оседают на придорожную почву. Инфильтрация атмосферных и снеготалых вод сквозь почву несет загрязнения к грунтовым водам. Применение противогололедных солей на дорогах сильно и негативно влияет на качество грунтовых вод. Коммунальные и энергетические предприятия оказывают сложное воздействие на качество грунтовых вод, сельское хозяйство – мощный загрязнитель подземных вод.
Другие виды воздействия на подземные воды: добыча песка и других материалов со дна рек; вспашка, особенно подъем целинных земель; реконструкция старых городских кварталов, строительство новых населенных пунктов, как правило, сопровождается засыпкой долин речек и ручьев.
10. Воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду.
В связи с быстрым развитием автомобильного транспорта существенно обострились проблемы воздействия на окружающую среду. Наиболее остро стоят проблемы в загрязнении атмосферного воздуха выхлопами автомобилей содержащие оксиды и диоксиды, углерода, азота и серы, несгоревшие углеводороды и тяжелые металлы. Однако необходимо рассматривать автомобильный транспорт как индустрию, с этой позиции можно сформулировать четыре негативные группы воздействия на окружающую среду.
Первая группа связана с производством автомобилей: высокая ресурсно-сырьевая и энергетическая емкость автомобильной промышленности; собственное негативное воздействие на окружающую среду автомобильной промышленности (литейное производство, инструментально-механическое производство, стендовые испытания, лакокрасочное производство, производство шин и др.).
Вторая группа обусловлена эксплуатацией автомобилей: потребление топлива и воздуха, выделение вредных выхлопных газов; продукты истирания шин и тормозов; шумовое загрязнение среды; материальные и человеческие потери в результате транспортных аварий.
Третья группа связана с отчуждением земель под транспортные магистрали, гаражи и стоянки: развитие инфраструктуры сервисного обслуживания автомобилей (автозаправочные станции, станции технического обслуживания, мойки автомобилей и др.); поддержание транспортных магистралей в рабочем состоянии (использование соли для таяния снега в зимние периоды).
Четвертая группа объединяет проблемы регенерации и утилизации шин, масел и других технологических жидкостей, самих отслуживших автомобилей.
11. Экологические последствия горнодобывающих производств.
Горнодобывающие обогатительные и передельные производства являются одной из наиболее мощных факторов разрушения окружающей среды.
Горнодобычные производства типизируют по технологиям разработки месторождений. Основными способами разработки месторождений твердых полезных ископаемых являются: горный, подразделяемый на подземный (шахтный) и открытый (карьерный), и скважинный (геотехнологический). Основные экологические последствия этих производств выражаются в нарушении, загрязнении окружающей среды и изъятии из нее.