Организованная преступность
Деятельность, связанная с незаконным рыболовством, год от года принимает все более угрожающий и организованный характер, хотя оценить реальные масштабы "профессионального браконьерства" крайне трудно. Приведенные ниже примеры являются прекрасной иллюстрацией организованного характера нелегальной деятельности в рыболовстве.
· Существует так называемая «Временная инструкция», которую, по распоряжению криминальных структур, капитанам надлежит «прочесть, запомнить и уничтожить» перед выходом в рейс. Для обеспечения полной секретности, определенным районам промысла присваиваются условные наименования, даются рекомендации по кодированию координат местонахождения, указания о фиктивных и фактических записях в судовом, промысловом и машинном журналах. Вот выдержка из такой инструкции для капитанов, которая фактически является руководством по нелегальной деятельности: «…судовые, промысловые и машинные журналы вести строго согласованно, чистовые варианты заполнять с отставанием на время, необходимое для перехода из фиктивного в фактический район работы. Капитанам ежедневно давать установку заведующему производством, как необходимо заполнять документы по выпуску продукции…».
· Другим подтверждением того, что практика "профессионального браконьерства" носит организованный характер, является то, как для более успешного избежания наказания за правонарушение четко распределены обязанности между судами-браконьерами. Браконьерство совершается организованно, небольшими группами судов, одно из которых постоянно ведет контроль с помощью навигационной и радиоаппаратуры за находящимися в районе промысла патрульными судами и руководит деятельностью остальных с тем, чтобы они могли исчезнуть как можно скорее при приближении патрульного судна. Суда браконьеры с целью затруднения идентификации в случае обнаружения с воздуха завешивают опознавательные знаки (название и регистрационный номер) заранее заготовленными щитами. Капитан одной из перерабатывающих плавбаз, задержанный в ходе операции специальной морской инспекции, в письменном объяснении признал, что он являлся организатором незаконного лова рыбы в закрытом для промысла районе. В интересах одного из акционерных обществ он координировал весь процесс незаконного промысла и сообщал о местонахождении патрульных судов. Эти факты письменно подтвердили также капитана двух других задержанных судов.