Слабость правоохранительной системы
Слабая межведомственная координация правоохранительных органов
Одним из самых главных недостатков системы несогласованность действий между различными государственными органами, занимающимися охраной рыбных ресурсов. Эта несогласованность иногда выливается в прямое соперничество ведомств. К сожалению именно в западной части Берингова моря инспекция Камчатрыбвода, Спецморинспекция и пограничники, на которых возложена обязанность охранять не только территориальные воды России, но и морские ресурсы исключительной экономической зоны, не могут договориться и скоординировать свои действия. Более того, иногда представители этих ведомств уклоняются от такой хлопотной задачи, как борьба с морским браконьерством, предлагая заняться этим коллегам из других ведомств. Примером этого может служить один из случаев, когда инспекторское судно радировало Камчатрыбводу об обнаружении нарушителя, промышлявшего добычей краба. Вместо того чтобы немедленно решить проблему, Камчатрыбвод передал информацию пограничникам, которые сообщили, что не могут придти на помощь, так как в настоящее время в этом районе нет ни одного судна морской охраны ФПС и, в свою очередь, посоветовали обратиться в Камчатрыбвод.
Коррупции среди работников рыбоохранных органов
.
Среди работников органов рыбоохраны широко и повсеместно распространена коррупция. В некоторых материалах Управления внутренних дел отмечается: «Не менее значимой, проблемой стало попустительство, бездействие, а порой и прямое покровительство инспекторов рыбоохранных органов браконьерству. Широко распространенным явлением стал прямой подкуп госинспекторов и использование их в качестве прикрытия незаконного промысла группы судов или отдельных компаний". Безусловно, подобная коррупция не способствует борьбе с правонарушениями со стороны инспекторов-наблюдателей на борту иностранных рыболовецких и перерабатывающих судов, оперирующих в российской части Берингова моря. Существующая система поощрений и повышений по службе не может конкурировать с прибылями от коррупции.
Низкий уровень технической оснащенности инспекторских служб
.
Работникам правоохранительных органов, которые делают попытки честно выполнять свои обязанности, но при этом, вынуждены работать на той морально и физически устаревшей технике, которая имеется в их распоряжении, крайние сложно конкурировать с хорошо оснащенными коммерческими судами. Устаревшее инспекторское судно не может развить ход, достаточный для того, чтобы догнать современное быстроходное судно нарушителя. Однажды как-то инспекторское судно сожгла двигатель в погоне за нарушителем, промышлявшим ловлей краба в территориальных водах недалеко от Камчатки. Морская охрана ФПС не смогла придти на помощь из-за отсутствия в районе судна ФПС. Ближайшее судно ФПС находилось в районе Южных Курил, переход откуда потребовал бы не менее двух суток. Самолет ФПС не смог вылететь по метеоусловиям.
Радиослужбы промысловиков следят за патрульными судами и открыто обмениваются в эфире информацией о положении замеченных патрульных судов и их переговорах. Поэтому инспектора порой могут лишь подкрадываться в темноте или в тумане к предполагаемым браконьерам.
Низкая оплата труда госинспекторов
.
Инспектора государственной рыбоохраны получают крайне низкую зарплату. Средний заработок инспектора рыбоохраны составляет лишь, сумму равная стоимости «потребительской корзины» в месяц на одного человека. Такая низкая зарплата лишь способствует соблазну получить дополнительный доход за нелегальную деятельность.
Реорганизация системы контроля
.
К концу 90-ых, система органов рыбоохраны подверглась реорганизации в соответствие с президентским указом № 950. Некоторые ключевые функции, постоянный штат сотрудников, материалы и оборудование перешли из Государственного комитета по рыболовству в распоряжение ФПС. Затянувшийся процесс реорганизации привел к снижению активности органов рыбоохраны, к потере оборудования и опытных работников.