Основные составляющие передвижения российского леса в Китае
Для того чтобы обсудить вопросы торговли лесной продукцией между Россией и Китаем, а также проанализировать долгосрочные последствия этой торговли для экономики, окружающей среды и общества этих двух стран, в августе 2006 ведущие представители российских, китайских и международных деловых кругов, международных инвесторов, правительственных и природоохранных организаций, а также научной общественности собрались в поселке Бурдугуз (Иркутская область). Представители WWF активно участвовали в этой встрече, озвучили цели и задачи текущего проекта WWF – IKEA и наметили сферы дальнейшего сотрудничества с администрацией Иркутской области. Обсуждался огромный спектр вопросов, из которых необходимо выделить следующие:
· Российская база лесных ресурсов.В настоящее время существует некоторая неопределенность, связанная с российской базой лесных ресурсов. В связи с тем, что государственный лесной фонд действительно огромен, нетрудно поверить в неисчерпаемость запасов его древесины. Однако в экономически доступных местах осталось мало коммерчески ценной древесины. Начинают преобладать деградированные леса, которые все сильнее подвергаются воздействию пожаров, болезней и вредителей.
· Доля нелегальных лесозаготовок по Сибири и ДВ.На китайский рынок приходится до 98 % экспорта многих лесозаготовительных предприятий. При этом широко распространен неконтролируемый вывоз необработанной древесины, сопровождающийся ее нелегальной заготовкой, коррупцией и многочисленными нарушениями налогового и таможенного законодательства. Расчетная доля незаконных лесозаготовок в Сибири и на Дальнем Востоке России составляет от 15 до 70 % в зависимости от используемых методов определения и оценки.
· Эффективность деревопереработки в Китае.Крупные перерабатывающие древесину предприятия, развивающиеся быстрыми темпами в Китае, в основной своей массе отличаются от предприятий российской промышленности современным оборудованием, высокой эффективностью и глобальной конкурентоспособностью.
· Социальные аспекты (нелегальные иностранные работники, высокая социальная напряженность в регионах с высоким уровнем безработицы). На первых этапах развития лесного бизнеса как региональные администрации, так и население Восточной Сибири и Дальнего Востока ожидали, что активный экспорт древесины на огромный китайский рынок приведет к повышению уровня экономического и социального развития этих регионов. Однако оказалось, что, несмотря на существенную экологическую нагрузку на леса, расположенные в районах, граничащих с Китаем или находящихся вблизи от морских портов и железнодорожных станций, торговля лесом не сопровождалась равновесным доходом и не приносила должной прибыли местной экономике и населению.
С целью улучшения ситуации было предпринято несколько конкретных и весомых шагов. Российское и китайское правительства взяли на себя обязательства по борьбе с торговлей древесной продукцией незаконного или неизвестного происхождения. В ноябре 2005 г. на министерской конференции «Европейско-североазиатский процесс по обеспечению законодательства и правоприменения в лесном секторе» обе страны подписали Санкт-Петербургскую декларацию и тем самым обязались бороться с торговлей нелегальной продукцией. Россия подготовила проект Национального плана действий по борьбе с незаконными лесозаготовками и связанной с ними торговлей, а Министерство торговли КНР, в свою очередь, выступило инициатором создания специальной группы по устойчивому развитию и торговле.
В рамках проекта WWF – IKEA разрабатывается руководство «Действуй легально!»,которое представляет собой практический справочник и дает возможность определить легальность древесины. Подобные руководства были разработаны для Китая, Малайзии и Индонезии.
Начата разработка демонстрационных (пилотных) цепочек поставок
на приграничной территории (из российского леса к китайскому производителю) с целью проследить легальность происхождения партий древесины на всех этапах ее передвижения.
Ведется анализ таможенных процедур вдоль
российско-китайской границы и по его результатам готовятся рекомендации по улучшению существующей практики.
Важным направлением деятельности является изучение методов таможенного учета лесоматериалов,
т.к. расхождения в таможенной статистике обеих стран очень значительны. Это может объясняться различием процедур измерения объема и веса лесоматериала, а также разницей применяемых статистических методов. Такие различия делают международную торговлю непрозрачной, ведут к ошибкам в экономических и экологических прогнозах и облегчают реализацию незаконно заготовленной древесины на рынке. Улучшение существующей системы, а также сотрудничество между таможенными органами Китая и России помогут решить эти проблемы и проконтролировать незаконную торговлю и перевозку древесины через границу в коммерческих целях, а также стабилизировать цены на древесину и уменьшить расходы на проверку ее законности частными предпринимателями.