Основные виды экологического предпринимательства, структура экологического рынка
Создание полноценного рынка экологических услуг невозможно без введения системы обязательной сертификации по экологическим требованиям, для чего необходимо проведение следующих работ:
- развитие нормативно-методической документации, на соответствие требованиям которой осуществляется сертификация;
- внесение изменений и дополнений в действующее законодательство и разработка новых законодательных актов, обеспечивающих реализацию экологических требований при ведении хозяйственной деятельности;
- гармонизация стандартов и нормативной базы с требованиями международных систем и стандартов серии ISO 14000.
В связи с введением системы экологического аудирования необходимо внести изменения в действующее законодательство, создать организационные структуры для подготовки и аттестации экоаудиторов, аккредитации аудиторских фирм и центров. Рынок экологической продукции в России пока далек от насыщения и весьма привлекателен как для отечественных производителей, так и для зарубежных. То, что гражданское предприятие в России начало выпуск подобных контейнеров - событие показательное, иллюстрирующее не только наличие значительного научно-производственного потенциала, но и очевидной заинтересованности высшего руководства страны и Минатома России в реализации экологических программ в первую очередь своими силами. Это не только решение существующих экологических проблем путем создания необходимых инфраструктур, но и экономическая защита отечественного производителя. Учет экологического фактора может повысить конкурентоспособность и отдельных компаний. В 1980-е и особенно в 1990-е годы в условиях ужесточения конкуренции кардинально изменилось отношение к экологии бизнеса (играющего ключевую роль в реализации экологической политики, поскольку через его практическую деятельность в первую очередь и реализуются взаимоотношения людей и природной среды). Бизнес постепенно стал рассматривать экологически ориентированное производство как сферу перспективного развития, а в ряде случаев как единственную альтернативу своего выживания. Существует множество факторов, оказавших влияние на этот процесс. Это формирование новых ценностей в обществе, направленных на уважительное отношение к природе и выражающихся в росте спроса потребителей на экологически чистую продукцию в развитых странах; необходимость соблюдения постоянно ужесточающихся государственных и международных экологических норм; экономические рычаги, которые являются, по-видимому, наиболее эффективным стимулом повышения экологических характеристик производства; забота о репутации компании, причем с точки зрения не только потребителей, но и государственных органов (фирме с хорошей экологической репутацией легче получить разрешение на расширение предприятия или строительство нового производства), страховых компаний, банков-кредиторов. Одной из важнейших причин учета экологического фактора бизнесом служит появление новых возможностей для компаний. Бизнес рассматривает включение экологической составляющей в свою деятельность уже не как помеху развитию и неизбежные издержки, а все больше как сферу дополнительных возможностей, новое средство повышения конкурентоспособности. Мероприятия по охране окружающей среды часто приводят к прямому снижению издержек производства благодаря сокращению производственных затрат, минимизации потерь и переработке отходов. Зачастую экологические проблемы открывают перед компаниями дополнительные возможности для развития деловой активности. Главная предпосылка возникновения таких возможностей - появление и постоянное совершенствование новых технологий, служащих основой реализации новой политики компаний. Например, некоторые компании, принимая ресурсосберегающие меры, смогли разработать технологии производства новой продукции, что повысило их конкурентные преимущества. Так, попытка снизить потребление кислорода для очистки жидких выбросов в водостоки заставила компанию "Ай Си Ай агрокемикалс" разработать новую технологию по обработке стоков, которая оказалась очень эффективной и стала пользоваться таким спросом, что сейчас построено уже более 50 заводов по обработке многих видов промышленных и муниципальных жидких отходов. Пожалуй, одна из главных новых возможностей для бизнеса - формирование быстроразвивающегося мирового рынка экологически чистой продукции, который фактически охватывает все сферы производства и услуг. Пока не существует общепринятой международной классификации этого нового рынка в разных странах в это понятие входит различная продукция. Например, по определению Европейской комиссии, экологические отрасли это производство товаров и услуг по измерению, предотвращению, ограничению или исправлению экологического ущерба, ликвидации отходов и снижению уровня шума, а также экологически чистые технологии, применение которых минимизирует использование сырья и загрязнение окружающей среды. Однако в других странах к этому рынку относят также потребительские товары (холодильники и аэрозоли с пониженным содержанием хлорфторуглеродов, не содержащие химических добавок продукты питания, специальные стиральные порошки и пр.), биотехнологии и нетрадиционные источники энергии (например, в Японии технологии использования солнечной энергии). В то же время эта продукция не выделяется в отдельную графу ни международной, ни национальной статистикой. Международные организации пока только разрабатывают единую международную классификацию этого рынка. При этом возникают серьезные методологические проблемы. Нет критериев отнесения к экологически чистой продукции технологий по предотвращению загрязнений. Если технологии по прямой борьбе с загрязнениями еще относительно легко идентифицировать, то новую продукцию, технологии и промышленный дизайн, разработанные с учетом природоохранных требований, обычно относят к соответствующей отрасли промышленности, а не к экологической индустрии. Можно отметить следующие основные возможности, открывающиеся на экологическом рынке: