Феодализм
Замена рабства крепостной зависимостью вносит существенные изменения в жизнь крестьян —главной производительной силы феодального общества. Крестьяне, в отличие от рабов, были заинтересованы в бережном обращении с землей, бывшей средством их благополучия. Их труд выступал, с одной стороны, как проклятие и мука —эту оценку вызывают века подневольной, изнурительной работы на эксплуататоров; с другой —как естественный источник жизни, как творческое наслаждение.
Соседская поземельная община была эффективным «органом» заботы о земле —условии натурального хозяйства. Н.П. Огарев отмечал свойственную ей нераздельность человека и земли, общины и почвы. Он подчеркивал великую воспитательную силу обычая, традиции общины. Земледелие, охота, рыбная ловля, вся трудовая деятельность подчинялась установленному в ней порядку, закрепляла уважительное отношение к земле. Каждый член был ответственен за соблюдение режима природопользования. Так, решением крестьянского мира устанавливались сроки начала охоты и сбора черемухи. Нарушение их пресекалось общинным правом и осуждалось общественным мнением. Учитывая этот момент Н.П. Огарев предлагал: «… ради лесосохранения все, что можно сделать лучшего —это отдать леса в распоряжении общин, которые, конечно, не истратят прута лишнего».
Для представителей эксплуататорских классов, феодалов и духовенства объекты природы становились источником богатства и развлечения. В имениях помещиков создавались живописные парки. Важным признаком знатности и престижа были охотничьи угодья. С ними, как правило, в классовом обществе связано возникновение природоохранительного права. Известны многие документы. Принятые в Египте и Вавилоне, Индии, Китае и других странах. В Киевской Руси во времена Всеволода и Владимира Мономаха (XI – XII вв.) в заповеднике для княжеских охот простым людям бить зверя было запрещено. Беловежская пуща охранялась законом с 1538 г., Кунцевская местность под Москвой —со времен царствования Алексея Михайловича Романова. В основе принятых ограничений была прежде всего защита привилегий знати на монопольное пользование объектов природы. Браконьерство на этих территориях строго каралось. Однако народными массами оно не осуждалось и даже признавалось геройством. Достаточно вспомнить отважного Робин Гуда, начавшего свое противостояние феодалам на браконьерской тропе. Охота на заповедных территориях становилась составной частью борьбы против эксплуататоров.
В средние века нравственное формирование личности в значительной мере обеспечивала религия. Христианская церковь активно привлекала природу в качестве средства религиозного воспитания. Ученые-схоласты видели пользу от ее созерцания в извлечении нравственных уроков. Человек того времени. Любуясь природой. Должен был воспринимать ее как символ невидимого мира. Поэтому и получили широкое распространение монастырские сады, которые выполняли идеологическую функцию.
Современные религиозные идеологи утверждают, что эпоха средневековья своим духом способствовала гармоническому отношению человека к природе. Но этот неверно. Как известно, в основе моральной доктрины христианства находится не любовь к человеку и уж тем более не любовь к природе, а любовь к богу. Когда человек живет по человеку, а не по богу, учили богословы, он подобен дьяволу. Христианство последовательно утверждало дух смирения и религиозного подвижничества, обеспечивая интересы господства феодалов и духовенства. В проповедях священнослужителей не выделялся момент специальной заботы о природе.
Нельзя согласиться и с другим утверждением, что христианство формировало исключительно потребительское и безжалостное отношение к природной среде. Из эволюции христианства видны его внутренняя противоречивость и неоднозначный характер воздействия на быт и нравы людей в средние века. Так, в ту эпоху широкое распространение получили многочисленные судебные процессы против домашних и диких животных. В этом находило выражение представление о праве животных на существование наравне с людьми. Им предоставлялись определенные гарантии законного суда. Кроме того, животные причислялись к «пастве божьей» и даже могли отлучаться от церкви, что считалось самым тяжким наказанием.
Христианская культурная традиция утверждала во взаимодействии человека и природных существ антропоцентризм. В центре мироздания, на вершине «лестницы существ» или пирамиды жизни находился человек, венец творения, главное существо в мире, наделенное «царственной властью» над природой. Управляя миром по богу, властвуя над вверенной ему природой, он несет ответственность за свои действия и их последствия.