Пути решения экологических проблем
в) Формирование современного экологического законодательства.
Экологическое законодательство является одновременно продуктом и основной формой закрепления государственной экологической политики и формирует психологическое отношение к окружающей среде. На современном этапе важно обеспечить целенаправленное формирование экологического законодательства, а не его развитие и совершенствование, по двум причинам. Первая и основная связана с тем, что законодательство это создается и будет реализовываться в принципиально новых для России политических, экономических и правовых условиях, требующих нового законодательства. Практика подтверждает, что, по существу, сейчас идет активный процесс его создания. Вторая причина — чрезвычайно слабо развитое экологическое законодательство социалистической России. Третья-отсутствие учета психологического фактора в области экологии.
Основные характеристики и критерии современного экологического законодательства включают:
• создание системы специальных законодательных актов в области окружающей среды, актов природоресурсного законодательства и экологизация иного законодательства (административного, гражданского, предпринимательского, уголовного и др.). Главные требования — отсутствие пробелов в правовом регулировании экологических отношений, его соответствие общественным потребностям;
• формирование механизмов обеспечения реализации правовых экологических требований в области психологии;
• гармонизация с экологическим законодательством Европы и мира.
г) Создание оптимальной системы органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды
с учетом принципов:
• комплексного подхода к решению задач обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды;
• организации управления исходя не только из административно-территориального, но и природно-географического районирования страны;
• разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных полномочий специально уполномоченных органов.
д) Обеспечение оптимального финансирования мероприятий
по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды и высокой эффективности капиталовложений.
Государство должно обеспечить решение этой двуединой задачи путем:
• закрепления в законодательстве требования об обязательном выделении в бюджете минимального процента сумм на природоохранные цели от расходной части бюджета;
• осуществления государственного экологического контроля за выполнением предприятиями правовых экологических требований, закрепления в праве мер экономического, идеологического[8], психологического, стимулирования, обеспечения ими природоохранного финансирования в пределах реальных возможностей;
• создания правового механизма обеспечения максимального эффекта капиталовложений в сферу природопользования и охраны окружающей среды, что позволит психологически воздействовать на общество.
е) Привлечение к природоохранительной деятельности широких слоев населения.
Как политическая организация общества государство, в рамках выполнения экологической функции заинтересовано в этом для достижения целей экологической политики. Одна из тенденций последнего времени связана с демократизацией экологического права. Это проявляется в создании организационных и правовых условий для участия заинтересованных общественных формирований и граждан в подготовке и принятии экологически значимых хозяйственных, управленческих и иных решений.