Первоочередные мероприятия.
Мероприятия организационного характера:
- восстановление государственного надзора и контроля за состоянием хвостохранилищ и отвалов, а также окружающей среды в районах, испытывающих воздействие от деятельности предприятий горнодобывающего и металлургического комплексов, включая законсервированные;
- составление и периодическая корректировка санитарно-технических паспортов на каждое хвостохранилище, шламонакопитель, отвал, с передачей копий этих документов в распоряжение местных администраций и органов самоуправления, координация усилий правительств местных органов в обустройстве хвостохранилищ и отвалов;
- сбор, восстановление, комплектация всей проектной, технической и эксплуатационной документации по объектам, бывшим в ведении предприятий и ведомств союзного подчинения (Майлуу-Суу, Сумсар, Советский, Шекафтар, Кызыл-Джар);
- местные органы власти должны категорически запретить использовать хвостохранилища, отвалы и заскладированные в них материалы не по назначению (например, в качестве площадок для конных ристалищ, выгонов для выпаса скота, огородов и садов, карьеров стройматериалов и других целей);
- медико-биологическое обследование и диагностика состояния здоровья населения в зонах распространения наиболее опасных и токсичных загрязнений.
Мероприятия технического (технологического) характера:
- детальное изучение и оценка устойчивости дамбы и хвостохранилища №3 в городе Майлуу-Суу с оценкой возможной зоны загрязнения в случае разрушения, в том числе при оползнях;
- приведение хвостохранилищ города Майлуу-Суу, посёлка Сумсар, отвалов в посёлке Шекафтар в безопасное состояние: ремонт защитных сооружений, дамб, берегоукрепительные работы, восстановление ограждений, рекультивация отвалов в городе Майлуу-Суу и посёлке Шекафтар;
- детальное изучение инженерно-геологической, гидрогеологической обстановки в районе хвостохранилищ № 3, 8, 9, 10, 11, 19, 20, 21 для определения возможных поражающих факторов в случае сходов оползней, формирующихся в бассейне реки Майлуу-Суу;
- оценка влияния добычи урана, угля, нефти, скважинного водозабора в районе города Майлуу-Суу на устойчивость горных склонов, нарушенность ландшафта;
- контроль над загрязнением подземных и поверхностных вод хвостохранилищ: Майлуу-Суу, посёлка Шекафтар, обогатительной фабрики «Макмалзолото», в районах добычи золота старательскими артелями;
- составление карты экологического риска для всех действующих и законсервированных горнодобывающих и перерабатывающих предприятий, разработка плана действий в чрезвычайных ситуациях;
- создание локальных и региональных сетей геоэкологического мониторинга геотехнических объектов, являющегося важным этапом перехода от экологической экспансии к экологическому сосуществованию человека с природой.
Мероприятия на перспективу:
- разработка законодательных и нормативных актов, предусматривающих правовое регулирование всего комплекса работ по охране недр и окружающей среды;
- разработка «Методики оценки ущерба от нарушений (загрязнений) окружающей среды» и «Методики оценки экономической эффективности» любых природоохранных мероприятий, начиная от научно-исследовательских разработок, изысканий, проектов и кончая конкретными инженерными решениями, направленными на устранение возникших негативных экологических процессов и явлений;
- технико-экономическое обоснование, научное, инженерно-техническое решение вопросов вторичной переработки хвостов и отвалов горнометаллургического производства, в первую очередь для выявленных наиболее опасных объектов, а также объектов, подлежащих перезахоронению;
- экологическая экспертиза всех проектов освоения минеральных ресурсов на территории Кыргызской Республики;
- создание национальной системы экологического мониторинга в Кыргызской Республике;
- подготовка в ВУЗах республики и за её пределами специалистов в области охраны окружающей среды, экологического аудита и предотвращения чрезвычайных ситуаций;
- привлечение иностранных инвестиций, в первую очередь из России, Узбекистана и Казахстана для реализации проектов реабилитации, перезахоронения отходов в районах с повышенным риском возникновения природно-техногенных катастроф, особенно с трансграничным характером воздействия.
Перейти на страницу: 1 2