Введение в проблему.
Последствия ущерба окружающей среде тяжко легли на плечи населения гор. Так как в Кыргызстане все прошлые разработки месторождений велись преимущественно правительством бывшего Советского Союза, ни одна корпорация не может быть признана ответственной за это.
У Правительства Кыргызстана явно не хватает финансовых средств для устранения вреда, причинённого прошлыми разработками, поэтому кажется неизбежным, что только самые опасные места захоронения отходов горной добычи могут быть обезврежены, чтобы избежать загрязнения воды.
Помимо уменьшения риска от предыдущих разработок месторождений внимание Правительства должно быть направлено на ограничение причинения вреда окружающей среде в будущем вследствие разработок. В этой связи необходимо обновление законодательства в соответствии с международным экологическим законодательством, широко используемым другими странами в последние десятилетия, и доступ к которому стал легче. Не менее чем законодательная база важно и эффективное исполнение законодательства.
По мере того, как по экономическим причинам число шахт растет, и горная добыча достигает высочайших вершин и самых отдалённых участков планеты, возрастает вероятность причинения окружающей среде вреда. Но также растёт и потребность избегать его. Необходимо проведение международного исследования для получения более детального знания о природных процессах, происходящих в горах, о биологических отношениях естественных горных сред и об экологии человека в горных районах. Кыргызские специалисты могут внести свой вклад в эти исследования.
Самые лучшие и современные технологии имеют работающие на международном уровне крупные компании по добыче полезных ископаемых. Повестка 21 напрямую обращается к транснациональным корпорациям с просьбой внести свой вклад в сокращение вреда окружающей среде от добычи полезных ископаемых, работать ответственно и рационально проводить долгосрочную политику в этом направлении. На эту просьбу транснациональные корпорации отвечают адекватной оценкой проблем окружающей среды и применением свода правил по защите окружающей среды в своей работе. Этим они устанавливают эталон работы для более мелких компаний по добыче полезных ископаемых.
Более серьёзной проблемой являются не транснациональные корпорации, а более мелкие компании с хорошими политическими связями, которые пренебрегают законами, подкупают местные общины, игнорируют опасность нанесения вреда окружающей среде и не делают достаточных вкладов в существующие и возможные затраты на ёе восстановление. Вместе с транснациональными финансовыми организациями, крупными компаниями по добыче ископаемых с их доступом к современным технологиям, капиталам и мировым потенциалам знаний, легче понять необходимость экономического компромисса в пользу защиты окружающей среды и связанного с ним хорошего имиджа. Чем с более мелкими компаниями, находящимися в долгу у государства, и которыми движет лишь необходимость выжить в этом суровом мире.
К несчастью, многие шахты закрываются потому, что цены на металлы падают, и финансы компаний исчерпываются. Даже там, где есть стремление восстановить богатые места добычи, может не быть ресурсов для осуществления этой идеи. Возможно, легче забросить добычу в горах, где людей меньше и политические интересы слабее, чем в густонаселённых равнинах. Поэтому внимание нации должно быть сосредоточено на других проблемах, чтобы сохранить потенциал гор, например, на проблемах развития туризма, а также рационального использования водного потенциала, имеющего значение для всей Центральной Азии.
В будущем условия окружающей среды, возможно, улучшатся, так как большая часть новой мировой добычи полезных ископаемых производится в огромных шахтах, управляемых небольшим числом главных корпораций, использующих ответственные и допустимые подходы к окружающей среде, и в странах, где правительства имеют достаточно власти, необходимой для наложения договорных обязательств на эти корпорации.