Риски и возможности.
Без сомнения, туризм может помочь многим горным районам Кыргызстана. Но возможности и опасности, которые несёт в себе туризм, надо видеть реалистично для того, чтобы развить концепцию, которая нейтрализует негативные воздействия, насколько это возможно.
Легко убедить всех в выгодности туризма. Поэтому необходимо обратить особое внимание на возможные негативные последствия в самом начале для того, чтобы избежать ошибок.
Экономические потери, связанные с туризмом, следующие из туризма, являются реальной опасностью для горного населения. Опасность начинается с того, что туристические компании, находящиеся в городе, привозят туристов, гидов, провизию, палатки и так далее, без участия местного населения в предоставлении соответствующих услуг и доходах. Также существует риск использования государством дохода от туризма, получаемого посредством налогов, для посторонних расходов, а не реинвестирования их в горные населённые пункты. Без осторожного регулирования процессов миграции доходов между горными местностями и равнинами, произойдёт неизбежный отток этих доходов в равнины, в результате чего горное население останется с истощёнными ресурсами, возросшими ценами и негативными изменениями в культуре и образе жизни.
Это может случиться в течение сравнительно коротких периодов времени, так как туризм является индустрией, подверженной изменениям в моде; индустрией, в которой спрос на различные услуги и виды проживания не только появляется и растёт, но и может со временем меняться или снижаться, зачастую в течение всего нескольких лет. Обычный жизненный цикл туристических услуг начинается с роста, который неизбежно сменяется замедлением развития или застоем, и, в конечном счете, падением, в зависимости от того, в какой степени местные культурные и общественные устои, так же как и окружающая среда, испытывают негативное воздействие.
Даже относительно небольшие группы туристов могут оказывать влияние на местное население, если их побуждения и действия противоречат нормам и целям данного сообщества. Предприниматели стремятся к расширению сферы услуг и улучшению удобств, пытаясь сохранять преимущества перед конкурентами. Сочетание увеличения привлекательности, большей степени доступности и повышающегося имиджа (с общими ожиданиями на рынке) часто ведёт к потерям в культурной оригинальности и в качестве окружающей среды и, в связи с этим, к изменениям в типах туристов. Одним из результатов явилась коммерциализация культуры, вырождающейся до банальных представлений без какого-либо смысла. В целом взаимоотношения хозяев (местных жителей) и гостей (туристов) имеют тенденцию к коммерциализации, что может порождать конфликты среди различных групп клиентов, а также между туристами и местными жителями.
С помощью современных технологий увеличивается возможность туристической индустрии проникать в более отдалённые, недоступные горные регионы, расположенные на большой высоте, и влияние туризма на окружающую среду усугубляется. В развитых странах Европы и Северной Америки, например; большой и постоянно растущий поток людей в горы для отдыха сопровождается большим количеством отрицательных воздействий на горные экосистемы, горные населённые пункты и их жителей. Это характерно не только исключительно для стран с развитой промышленностью, но, как это видно на примере Непала, и для других стран.
Однако внешнее воздействие не всегда отрицательно, оно также может играть роль катализатора положительных изменений в пользу развития, так как традиционный образ жизни и часто проявляющаяся склонность к урбанизации не препятствует необходимой адаптации к горным условиям.