Причины экологического кризиса и пути его преодоления
Почему необходимо было так подробно останавливаться на казалось бы сугубо узкоспециальной детали. Да потому, что все современные успехи человечества, небывалый по сравнению с прошлым историческим опытом рост благосостояния значительной массы населения планеты, его дальнейшее процветание или упадок, напрямую зависят от решения этого коренного вопроса. По сути дела уровень развития цивилизации определяется не характером отношения к средствам производства, не структурой общественной иерархизации, ни даже показателем количественного роста цивилизации. Все это вторично по отношению к уровню энерговооруженности сообщества, при этом немаловажное значение имеет не только количество произведенной энергии на одного индивида, но и качество используемых энергоносителей.
Расцвет римской культуры, имел место именно благодаря тому, что энерговооруженность каждого римского гражданина приближалась к современному уровню. У небольшого слоя общества появилась возможность не заниматься поиском средств к существованию, а заниматься чем-то более фундаментальным. Оставим на совести давно ушедших методы, которыми они при этом пользовались. Мы имеем то, что имеем. Кстати если в данном вопросе о всеобщем благосостоянии затронуть более поздние времена, то можно будет наблюдать еще одну интереснейшую картину. Она характеризует скорее не степень наивности людей той эпохи (они были искренни в своих заблуждениях), но общий уровень понимания того, что мы называем экономическими отношениями. Голубой мечтой всех алхимиков средних веков было создание философского камня, который чудесным образом превращал бы так называемые неблагородные металлы в золото. Говоря современным языком они искали некий технологический процесс позволявший преобразовывать вещество на атомарном уровне. Какая благородная цель - осчастливит человечество! Сделать всех богатыми и предположительно свободными.
Абсурдность такого подхода ясна сегодня любому младенцу. Для того чтобы понять масштабы этой химеры не обязательно знать физику или химию. Достаточно владеть основами экономики. Золото как стоимостный эквивалент обмена имеет свою ценность именно в силу того, что его мало и из-за того, что его на рынке относительно мало он является общепризнанным рыночным мерилом обмена. Представим на минуту, что мы изобрели способ получения дешевого золота. По законам рынка стоимость золота моментально стала бы падать и падала бы до того момента, стоимость его производства не вошла бы в корелляцию со стоимостью средств его производства плюс стоимость трудозатрат. Либо переиначивая это достаточно тяжеловесное высказывание - рынок рано или поздно уравновесил бы цену золота на рынке со стоимостью энергозатрат на его производство. Искать надо было не стоимостный эквивалент энергии, а саму энергию и только понизив стоимость энергии можно было уже говорить о всеобщем благоденствии. К счастью средневековые алхимики были плохими экономистами и в результате мы имеем развитую отрасль науки, а экономическую теорию пришлось разрабатывать уже другим.
Возвращаясь же к временам римской империи мы видим, что довольно продолжительный период времени Римская Империя процветала. Как же конкретно, какими средствами достигалось это благополучие? Очень просто, на каждого свободного римского гражданина приходилось в среднем по 30-40 рабов. Если принять за среднюю энергонасыщенность одного человека (раба) за 1,5 килоэрг, то каждый римский гражданин обладал 45-60 килоэрг. Современный житель развитой страны обладает величиной порядка 80-90 килоэрг. Вот и разгадка к расцвету римской культуры. Почти современный уровень качества жизни! При этом стоит подчеркнуть, что к сожалению пока ничего не изменилось с тех пор, если принять во внимание те методы, которыми идет прогресс. Во времена Римской Империи повышение качества жизни до уровня достойного звания человека происходило путем простого перераспределения ресурсов из колоний и провинций к правящему центру. Современный мир мало ушел от этого. Да мы не используем рабский труд, но положа руку на сердце так ли отличается труд рядового рабочего в индустрии от рабского (с поправкой на уровень развития производительных сил общества). Широкое внедрение рабского труда прекратилось не потому, что мы стали гуманнее, а потому что машинный способ производства гораздо производительнее и уровень этой производительности напрямую кореллируется со степенью сложности используемых машин. Нас спасает и гуманизирует сама жизнь, так как к счастью можно заставить работать раба используя телесные наказания, но его невозможно заставить теми же способами стать умнее, или заставить его работать интеллектуально. Идеи не рождаются под ударами бича, для этого необходимы совершенно другие условия жизни и уровень свободы. Только свободный человек имеет возможность развиваться и приумножать знания.