Обзор действующих нормативно-правовых актов в области защиты и (или) охраны окружающей среды
Конституция Российской Федерации является нормативно-правовым актом, обладающим высшей юридической силой. В конституции содержится множество статей, в которых так или иначе регулируются общественные отношения в области окружающей среды. Например, ст.9:
«1.Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории
2.Земля и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности»
В ст. 42 Конституции РФ чётко определено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В Конституции закрепляются только основы государственного и общественного устройства, а конкретные механизмы прописываются в нижестоящих по компетенции нормативно-правовых актах, либо в международных договорах и соглашениях. Как и в других государствах, этот конституционный тезис представляется слишком общим, нуждается в конкретизации, подкреплении иными актами и правоприменением. Иски граждан, основанные на этой статье Конституции РФ, либо остаются без удовлетворения, а если удовлетворяются, то остаются нереализованными, как это случилось в Подмосковье, где муниципальные образования оказались не в состоянии выполнить решения судов о переселении граждан, проживающих в неблагоприятных шумовых условиях вблизи аэропорта Быково.[5]
Статья 58 определяет обязанности по сохранению природуы и окружающей среды, обязует бережно относиться к природным богатствам. В ст. 41 говорится о поощрении деятельности, способствующей экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Об становлении основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации говорится в п. "е" ст. 71. В п. 1 "в" ст. 114 правительство Российской Федерации обеспечивает проведение государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. И, наконец, ст.72 содержит данную формулировку: « В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
…д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры…»
Помимо конституции, в которой обозначены общие положения, существуют кодексы и законы, направленные но более конкретную и чёткую
регламентацию механизмов и путей реализации норм права, кроме того содержат в себе множество растолковывающих и уточняющих норм:
Ø Земельный кодекс РФ.
Ø Закон РФ "О недрах" (в ред. ФЗ от 3 марта 1995 г.)
Ø Водный кодекс РФ.
Ø Лесной кодекс РФ.
Ø ФЗ "О животном мире"
Ø ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"
Ø Закон "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения"
Ø Закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Отдельно хочется выделить федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года, анализ которого приведён в следующей главе. Следует сказать о Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации", в котором предусмотрен блок его полномочий в области природопользования и охраны окружающей среды. Правительством РФ утверждены Федеральные целевые программы (ФЦП) Постановлениями от 3 октября 1996 г. N 1161 "Оздоровление окружающей среды и населения г. Череповца на 1997 - 2010 годы", от 21 июня 1996 г. N 720 "Социально-экологическая реабилитация территории и охрана здоровья населения г. Чапаевска Самарской области" - до 2010 г., от 13 сентября 1996 г. N 1098 "Отходы" - до 2000 г. (выделено менее 10 процентов от намеченного), от 8 июля 1997 г. N 843 "Сохранение амурского тигра" - до 2003 г. (в основном за счет зарубежных источников, выделенных на борьбу с браконьерством), от 25 ноября 1994 г. N 1306 "По обеспечению охраны озера Байкал и рационального использования природных ресурсов его бассейна" - до 2000 г. (освоено менее 20 процентов).