Закон на страже природы
Ранее уже отмечалось, что государство обеспечивает рационализацию
природопользования, включая охрану окружающей природной среды, путем
создания природоохранительного законодательства и контроля за его
соблюдением.
Природоохранительное законодательство — это система законов и других
юридических актов (постановлений, указов, инструкций), которая регулирует
природоохранные отношения в целях сохранения и воспроизводства природных
богатств, рационализации природопользования, сохранения здоровья населения.
Для обеспечения возможности практической реализации принятых законов
очень важно, чтобы они были вовремя подкреплены принятыми на их основе
подзаконными актами, точно определяющими и уточняющими в соответствии с
конкретными условиями отрасли или района, кому, что и как делать, перед кем
и в какой форме отчитываться, каких экологических норм, стандартов и правил
придерживаться и т. д.
Я Так, в законе «Об охране окружающей природной среды» устанавливается
общая схема достижения совпадения интересов общества и отдельных
природопользователей через лимиты, платежи, налоговые льготы, а конкретные
параметры в виде точных значений нормативов, размеров ставок, платежей
конкретизируются в постановлениях Минприроды, отраслевых инструкциях и т.
д.
Объектами природоохранительного законодательства являются как
природная среда в целом, так и ее отдельные естественные системы (например,
озеро Байкал) и элементы (вода, воздух и т. д.), а также международное
право.
В нашей стране впервые в мировой практике требование охраны и
рационального использования природных богатств включено в Конституцию.
Существует около двух сотен юридических документов, касающихся
природопользования. Одним из важнейших является комплексный закон «Об
охране окружающей природной среды», принятый в 1991 г.
Он гласит, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от
неблагоприятного воздействия загрязненной окружающей природной среды, на
участие в экологических объединениях и общественных движениях и получение
своевременной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по
ее защите.
Вместе с тем каждый гражданин обязан принимать участие в охране
окружающей природной среды, повышать уровень своих знаний о природе,
экологическую культуру, соблюдать требования природоохранительного
законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной
среды. Если же они нарушаются, то виновный несет ответственность, которая
подразделяется на уголовную, административную, дисциплинарную и
материальную.
В случаях наиболее тяжелых нарушений, например при поджоге леса,
виновный может быть подвергнут уголовном у наказанию в виде лишения
свободы, наложения крупных денежных штрафов, конфискации имущества.
Однако чаще применяется административная ответственность в виде
наложения штрафов как на отдельных лиц, так и на предприятия в целом. Она
наступает в случаях порчи или уничтожения природных объектов, загрязнения
природной среды, невыполнения мер по восстановлению нарушенной окружающей
среды, браконьерства и т. д.
Должностные лица могут также подвергаться дисциплинарной
ответственности в виде полного или частичного лишения премий, понижения в
должности, выговора или увольнения за невыполнение природоохранных
мероприятий и несоблюдение экологических нормативов.
Кроме того, выплата штрафа не освобождает от материальной гражданско-
правовой ответственности, т. е. необходимости возмещения причиненного
загрязнением или нерациональным использованием природных ресурсов вреда
окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству.
Кроме декларации прав и обязанностей граждан и установления
ответственности за экологические правонарушения, вышеназванный закон
формулирует экологические требования при строительстве и эксплуатации
различных объектов, показывает экономический механизм охраны окружающей
среды, провозглашает принципы международного сотрудничества в этой области
и т. д.
Необходимо отметить, что Природоохранительное законодательство, хотя и
является довольно обширным и разносторонним, на практике действует еще
недостаточно эффективно. Причин этому много, но одной из важнейших является
несоответствие тяжести наказания тяжести преступления, в частности низкие
ставки взимаемых штрафов. Например, для должностного лица он равен от
трехкратного до двадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда
(не путайте с фактической зарплатой, получаемой работником, которая всегда
значительно выше). Однако двадцать минимальных зарплат часто не превышают