Планы и намерения.
К немногим достижениям последнего периода следует отнести создание Министерства по чрезвычайным ситуациям и оснащение его средствами ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий. В правительстве разрабатывается ряд документов, определяющих экологическую политику страны. Указом Президента от 1.4.96 г. утверждена Концепция перехода РФ к устойчивому развитию, включающая проблемы охраны природы. Соответствующие разделы представлены в Концепции социально-экономического развития до 2005 г. и прогнозе социально-экономического развития на 1997-2000 гг. В Государственном Комитете по экологии составляются План действий по охране окружающей среды и природопользованию на 1998-2000 гг.. Регулярно публикуется Государственный доклад о состоянии окружающей среды в стране. В 1992-1994 гг. разрабатывалась Федеральная программа "Экологическая безопасность России", в настоящее время продолжается разработка Государственных программ "Безопасность населения и народнохозяйственных объектов в условиях риска природных и техногенных катастроф", "Глобальные изменения природной среды и климата" и др.
Однако, в противоречие с планами и декларациями, природоохранные затраты постоянно сокращаются. До 1988 г. они превышали 1% ВНП, в 1989 г. - 0,8, в 1994 г. - 0,6, в 1996 г. - 0,4. Для сравнения: США затрачивают на охрану окружающей среды от 1,5 до 2% ВНП. Об отношении властей к экопроблемам в известной мере свидетельствует преобразование природоохранного министерства в Комитет (т.е. понижение статуса этого органа), упразднение межведомственной комиссии по экобезопасности при СБ РФ, ликвидация как самостоятельного федерального органа Госкомсанэпиднадзора.