Опыт мониторинговых работ в парке Орленок города Воронежа
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
Введение |
|
1. Роль и место исследовательских работ со школьниками. |
|
2. Формы школьного экологического мониторинга. |
|
2.1. Цели и задачи школьного экомониторинга. |
|
2.2. Огранизационные формы школьного экомониторинга. |
|
2.3. Методы и виды мониторинга. |
|
2.3.1. Лихеноиндикация загрязнения атмосферного воздуха. |
|
2.3.2. Мониторинг парков и скверов. |
|
2.3.3. Использование листьев липы в качестве биоиндикатора солевого загрязнения почвы. |
|
2.3.4. Влияние транспортных средств на экологическое состояние города. |
|
2.3.5. Обработка данных и оформление результатов. |
|
3. Мониторинговые работы в детском парке “Орленок”. |
|
3.1. Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки. |
|
3.2. Лихеноиндикация загрязнения атмосферного воздуха в парке |
|
3.3. Оценка эстетического и санитарно-гигиенического состояния древостоя в парке |
|
Заключение |
|
Список используемых источников |
|
Введение
Острота современных проблем взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задач перед школой и педагогикой, которые призваны подготовить молодое поколение, способное преодолеть последствия негативных воздействий человека на природу, бережно относиться к ней в будущем. Очевидно, что дело нельзя ограничить "просвещением" школьников в области охраны природы. Комплекс экологических проблем современности потребовал нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного и последовательного отражения многоаспектности экологии в школьном образовании[14]
.
Данная дипломная работа посвящена школьному экологическому мониторингу парков. От латинского monitor — предостерегающий, наблюдающий — происходит английский термин мониторинг [англ. monitoring], означающий наблюдение, оценку и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. Более конкретная формулировка определения мониторинга предложена академиком РАН Ю.А. Израэлем в 1974 г., в соответствии, с которой под мониторингом состояния природной среды, и в первую очередь загрязнения и эффектов, вызываемых в биосфере, подразумевают комплексную систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния биосферы или ее отдельных элементов под влиянием антропогенных воздействий.
Программа ЮНЕСКО от 1974 г. определяет мониторинг как систему длительных наблюдений в пространстве и во времени, дающую информацию о прошлом и настоящем состояниях окружающей природной среды, позволяющую прогнозировать на будущее изменение ее параметров, имеющих особенное значение для человечества[27]
.
Исследовательская деятельность школьников, их непосредственное общение с природой, – пожалуй, самый надежный путь обретения экологического сознания и экологических знаний. Именно поэтому столь важна роль школьного экомониторинга – той области воспитательной и образовательной деятельности, которой и посвящена дипломная работа.
Помимо анализа системы, целей и задач школьного мониторинга, в дипломная работе рассматриваются ряд конкретных его методов, например – оценка чистоты атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки (п. 3.1), лихеноиндикация (п. 3.2.), и др.
Конкретной темой данной работы выбран мониторинг парков.
Цель работы учебно-познавательная: изучить закономерности и изменения, происходящие в городском парке “Орленок”.
Задачами в работе были:
1. Разработать систему школьного экологического мониторинга парков.
2. Выявить интенсивность движения автотранспорта вблизи парка “Орленок”.
3. Определить уровень загрязнений атмосферного воздуха с помощью лишайников в парке “Орленок”.
4. Получить достоверные данные эстетической и санитарно-гигиенической оценки древостоя в парке “Орленок”.
Среда обитания современного человека – это искусственно-естественная среда. Ее формируют как биологические, так и социальные факторы, которые связаны между собой и взаимообусловлены. Одна из важнейших функций, которую призваны выполнять парки – оптимизация состояния городской среды, обеспечение возможно более высокого уровня экологического комфорта. Основной сущностной характеристикой парка является синтез его биологической и социальной составляющих.
Наличие парка значительно повышает качественные характеристики среды обитания человека. Это происходит в силу того, что парк способствует удовлетворению экологических потребностей. Условно эти потребности можно разделить на две основные группы: биоэкологические и социоэкологические. В этой связи прослеживаются два аспекта в деятельности парка: биоэкологический и социоэкологический. При рассмотрении биоэкологического аспекта необходимо учитывать потребности физического существования человека. Обширные массивы зелени выполняют важную санитарно-оздоровительную функцию, являются резервуарами и поставщиками чистого воздуха, аккумулируют вредные вещества, регулируют почвенные и гидрологические процессы. Дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трёх человек[22]
. Фитонциды, выделяемые растениями, убивают болезнетворные бактерии или задерживают их развитие. Не следует забывать и о том, что парки защищают нас от пыли и городского шума, который, судя по некоторым исследованиям, вызывает нарушения функций человеческого организма идентичные по характеру нарушениям при действии некоторых ядовитых препаратов[13]
.
В крупных городах лишь на территории парков сохраняются относительно обширные не асфальтированные площади, а повсеместное асфальтирование и нарушение микрорельефа ведет к ухудшению геоморфологической ситуации города. Даже при значительном изменении чисто природных характеристик городской парк в условиях урбанизированной ландшафта является своеобразным “заповедником”.
Отношение человека к природе – социальная проблема. Она может быть включена в социоэкологическую часть парковая деятельность. Формирование рационального природопользования и есть задача парка в области собственно экологического воспитания, повышения уровня экологической культуры. Экологическая культура как неотъемлемая часть мировоззрения, должна определять уровень деятельности парка.
Социологический аспект парковой деятельности многообразен, это объясняется многофункциональностью парка.
Один из методологических подходов к организации работы парков состоит в единстве био- и социологических аспектов. Этот подход, является основным при рассмотрении парка в контексте экологических проблем. И здесь может быть выделен из принципов организации работы парка: все мероприятии, проводимые в нем, должны быть связаны в той или иной мере с его природной основой.
В динамике функций парковой деятельности в настоящее время явно наметился процесс "экологизации“ всех направлений, в то же время в содержательном отношении усиливается тенденция дифференциации парков, что привело к широкому распространению их тематических типов. Следовательно, возникла необходимость организации парков, имеющих преимущественно экологическую ориентацию (национальные парки, лесопарки и др., т.е. в которых биоэкологический аспект преобладает). Эти парки, конечно, не должны иметь на своей территории громоздких аттракционных комплексов. Отсюда возникает проблема их нерентабельности, особенно обострившаяся ориентация на самоокупаемости парка. Но ведь нельзя повсеместно ориентироваться на сиюминутную выгоду. Подобные парки, безусловно, окупят себя, но эта окупаемость имеет морально-этическую окраску: организация полноценного отдыха, оздоровительные, воспитательные мероприятия.
Комплексный тип парка, наиболее распространен на сегодняшний день, в равной степени должен включать социо- и биоэкологический аспекты деятельности. Но в этих парках целесообразно создавать экологические мини-парки. Они могут быть включены в зоны тихого отдыха, которые должны быть в парках любого типа. На восприятие человеком окружающего пространства будет влиять и направленность внимания. Пейзаж может восприниматься как картина, как фон-декорация для какого-либо действия (праздничного гуляния, спортивного состязания или детских игр). Причем в последнем случае один и тот пейзаж будет по-разному восприниматься участниками действия (например, теми, кто развлекается на аттракционах, и наблюдает со стороны).
Важнейшая задача сегодняшнего дня – формирование экологической культуры, которая предполагает наличие у человека определенных знаний, а также его практических действий согласующихся с требованием бережного отношения к природе.
В этом случае парк выступает, прежде всего, визуальным представителем природы в городе, где использование и эксплуатация природы должны ограничиваться преимущественно ее визуальным потреблением. Проведение мероприятий экологической направленности, которые являются, как правило, массовыми и имеют обычно эпизодический характер, но, тем не менее, способствуют повышению экологической культуры населения. В сфере экологической воспитания – организация систематических занятий с целью получения конкретных экологических знаний. В парках рекомендуется создавать различные кружки.
Основным методом проводимых мною исследований является биоиндикационный метод, который имеет ряд преимуществ в сравнении дистанционным и физико-химическим методом. Отлаженная система оценки качества среды обитания на основе данных химико-аналитического контроля, который проводится в настоящее время во многих регионах России не всегда эффективна. При использовании такого подхода, необходимо определить содержание многочисленных компонентов загрязняющих веществ в разных природных средах, затем сравнить их концентрации с предельно допустимыми и на этой основе сделать вывод об "опасности" или "безопасности" для биоты и человека комплексного воздействия всех этих факторов. Оказывается, на каждом из указанных этапов ожидают проблемы и трудности, непреодолимые с позиций химико-аналитического контроля. Первая проблема состоит в том, что химический анализ позволяет установить концентрации относительно небольшого числа потенциально опасных и уже известных токсичных и мутагенных веществ. Где гарантия, что именно тот компонент, концентрация которого не определена, не оказывает негативное влияние на биологические системы? Вопрос о стоимости самой процедуры химического анализа, для осуществления которой, как минимум, требуется развитая приборная база и подготовка квалифицированных специалистов.
Даже если возможно узнать исключительно много о химическом составе анализируемых субстратов, возникнет необходимость нормирования содержания поллютантов. И эта последняя проблема является наиболее сложной. В Российской Федерации установлены ПДК примерно для 1400 веществ в воде, более чем для 300 веществ в воздухе и 100 в почвах[6]
, т. е. для относительно небольшой части мутагенов, поступающих в окружающую среду. В разных странах для одних и тех же токсикантов значения ПДК существенно различаются[17,19,30]
. Но это еще не главный “недостаток” химико-аналитического контроля, ограничивающий его применение для оценки качества среды обитания.
В реальной ситуации на животные и растительные организмы оказывает влияние комплекс химических, физических и биологических факторов, совместное действие которых в зависимости от природы, интенсивности и порядка воздействия агентов обусловливает принципиально разные типы ответной реакции клетки организма[10,11,20]
. Поэтому результирующий отклик биологической системы на комбинированное сочетанное воздействие нельзя предвидеть исходя только из информации об эффектах раздельного действия агентов. В связи с этим, существующий принцип нормирования поллютантов, основанный на их предельно допустимых концентрациях, приводит или к недооценке, или к переоценке возможных последствий повышения техногенной нагрузки на популяции животных и растений и может быть правильным только в случае аддитивного взаимодействия факторов.
Роль и место исследовательских работ со школьниками
Методисты выделяют в качестве центральных моментов экологического образования три взаимосвязанные его части:
- знание экологических законов, правил, теорий, научных фактов; осознание единства в системе “природа – человек”;
- эмоционально-эстетическое и нравственное восприятие природы, художественные образы ее выражения и отношение к ней человека. Здесь уместно вспомнить слова Сухомлинского, обращенные к учителям: “Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами.”[25]
;
- деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанных с решением экологических проблем.
Формирование названных качеств у школьников особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность – один из методов проблемного обучения.
Исследования учеников в области экологии сочетают в себе использование теоретических знаний и эксперимента, строить план исследования, требуют умения моделировать, осуществлять эксперимент, иметь навыки экологического картографирования, построения схем и диаграмм.
В процессе исследовательской деятельности ученик должен научиться сам формулировать изучаемую экологическую проблему, выдвигать и обосновывать причины ее возникновения, разрабатывать и проводить эксперимент, делать выводы и предложения.
Большое воспитательное значение имеет эмоциональное воздействие экологического эксперимента. Исследовательский эксперимент, воздействуя на учащихся, возбуждает интерес к решению экологических проблем и, в особенности к изучению проблем своей местности, вызывает чувство удовлетворения полученными результатами. Такой подход к организации исследовательской деятельности способствует повышению качества экологического образования, обеспечению преемственности образовательных уровней. В вузах такие учащиеся, как правило, продолжают самостоятельную научно-исследовательскую работу, становятся активными членами студенческих научных обществ[2]
.
Основными формами экологической работы, в которых реализуются исследовательская деятельность, являются: школьные экологические кружки, научно-исследовательские группы, экологические отряды, центры, экологические летние лагеря, школьные научные общества, научно-практические конференции и многое другое.
Можно выделить три основных вида исследовательской деятельности учащихся по экологии: 1) теоретические исследования; 2) прикладные, опытно-проблемные; 3) системные, комплексные исследования по единой программе школьного экологического мониторинга.
Теоретико-исследовательская работа направлена на изучение литературы, подготовку докладов, статей, тематических конференций по проблемам экологии. Сюда входит эколого-краеведческая деятельность, способствующая выявлению особенностей отношений природы, истории и культуры родного края.
Большинство прикладных, опытно-проблемных исследований проводится в виде индивидуальных экспериментальных заданий и самостоятельных исследований по прикладной региональной и проблемной тематике. Практика педагогической деятельности показывает, что наиболее приемлемыми и активно применяемыми видами исследовательской работы по экологии в базовых школах являются пока прикладные и опытно-проблемные исследования.
Третий вид исследовательской деятельности школьников будет подробно рассмотрен в п.2.
Исследовательская деятельность по экологии предполагает
наличие нескольких основных этапов:
Этап 1. Подготовительный. Учащиеся изучают литературу, занимаются сбором предварительных данных об объекте изучения, подбирают методики и необходимое оборудование, заводят дневники.
Этап 2. Экспериментальный. В процессе полевых исследований, экспедиций, экологических практик и других видов экологической деятельности учащиеся проводят системные наблюдения, сбор информации, закладывают опытные ключевые участки, делают их описание.
Этап 3. Камеральный. Осуществляется обработка образцов экспедиционных материалов, определяется видовой состав, создаются коллекции и гербарии, составляются таблицы, проводится математическая обработка результатов, построение карт, диаграмм и графиков.
Этап 4. Аналитический. Проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, закономерностей, экологических проблем, составляются рекомендации и предложения.
Этап 5. Отчетный. Составляется отчет об исследовательской работе по следующим разделам: актуальность темы; цель и задачи исследования; литературный обзор; экспериментальная часть (описание методик исследования, постановки эксперимента, использование и комментарий чертежей, диаграмм, таблиц и фотографий); выводы и предложения по работе; список литературы. Результаты исследования вносятся в экопаспорт школьного мониторинга. Заполненный экопаспорт микрорайона школы направляется в районную опорную по экологической работе школу, а оттуда – в региональный эколого-биологический центр школьников. На основе полученных материалов готовятся доклады на конференции, оформляются творческие работы на конкурсы.
Этап 6. Информационный. Этот этап деятельности предусматривает ознакомление коллектива школы, населения микрорайона, органов власти, ведомств и служб, печати с полученными результатами, предложениями и рекомендациями.
Этап 7. Практический. Личное участие школьников в практической работе по охране природы. Важными видами природоохранной работы учащихся, к которой побуждает исследовательская деятельность, являются: участие в реализации высказанных в работе предложений и рекомендаций; участие с докладами на научно-практических конференциях школьников, в конкурсах, олимпиадах, выставках; пропаганда экологических знаний (подготовка лекций, бесед, устных журналов, проведение экскурсий, разработка листовок, плакатов, издание стенных и печатных газет, оформление выставок, проведение тематических вечеров, праздников, посвященных Дню окружающей среды, Дню здоровья и другое); участие в практических делах по озеленению улиц, парков, зон отдыха и т.д.; сохранение и использование эстетических ценностей природы; пропаганда здорового образа жизни, овладение знаниями основных законов по охране природы[2]
.
Практическая деятельность школьников в природе многообразна и разнопланова. Широко известны кампании, акции, различные месячники, декады, деятельность экологических патрулей, трудовых экологических лагерей, школьные лесничества, объединения подростковых клубов, экологические дружины и другие формы природоохранной работы. Участие в природоохранной деятельности, знание основных законов по охране природы, как на федеральном, так и на региональном уровне позволяют учащимся более грамотно делать выводы, предложения и рекомендации по итогам исследовательской работы, понимать причины, порождающие проблемы охраны природы, и основные направления экологической политики, как в регионе, так и на государственном уровне. Использование активных форм экологического образования и в первую очередь исследовательской деятельности, связанной с непосредственным общением с природой, способствует получению учащимися прочных экологических знаний и превращению этих знаний в мировоззрение[8]
.
Формы школьного экологического мониторинга