Основа исполнения бюджета
Стратегически задачи по развитию экономики и социальной сферы отражение в приоритетах бюджетной политики. Бюджет должен стать надёжным финансовым фундаментом сильного демократического государства. Бюджет порождён сами фактором существования государства, современное государство не может существовать без бюджета. Именно в нём консолидируются все основные социально-экономические противоречия, накопившиеся в каждом обществе. На этапе к рыночной системе отношений государству необходимо найти новые формы управления финансовыми потоками, в том числе бюджетными. Таким образом, создаются предпосылки для образования новой структуры.
Порядок исполнения бюджета устанавливает Правительство Республики Казахстан по согласованию с органами власти субъекта Республики Казахстан и органами самоуправления. Исполнение бюджета обеспечивает Министерство финансов, вся система органов управления финансами PК. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной и представительной власти осуществляют корректировку бюджетных назначений с учётом макроэкономических факторов, динамики цен и поступлений доходов в бюджет, осуществляют контроль за исполнением бюджета.
Источники поступлений налогов, платежей и других видов неналоговых поступлений, - отчисления юридических и физических лиц, которые выступают налогоплательщиками. Налоги являются главным источником финансовых ресурсов, централизуемых государством для обеспечения общественно необходимых и законодательно установленных потребностей. Законом о бюджете на соответствующий год за каждым уровнем бюджета закрепляются налоги, полностью перечисляемые в доход государственного или местного бюджета, - это так называемые закреплённые налоги. Кроме того, определяется перечень налогов, по которым устанавливается размер отчислений по уровням бюджетов – это регулирующие налоги. Получатели закрепленных и регулирующие налоги. Каждый налогоплательщик должен перечислять налоги и платежи тому органу, с которым работает территориальный орган государственной налоговой инспекции, зарегистрировавшей самого налогоплательщика. Таким образом, участники процесса формирования доходной части государственного бюджета:
-налогоплательщики – обеспечивают перечисление налогов и платежей;
-коммерческие банки и учреждения Центрального банка PК – осуществляют безналичные расчёты между плательщиком и получателем средств;
-органы государственной налоговой инспекции – регулируют отношения между плательщиком и получателем по возврату и зачету налогов и платежей из бюджета. Источник информации.
Предварительный контроль - это контроль над составлением сметы доходов и расходов бюджетного учреждения. Текущий контроль расходов осуществляется через процедуру подтверждения платежных обязательств. Бюджетные средства можно расходовать только после проверки соответствия платежных и иных документов (договоров, счетов-фактур) требованиям Бюджетного кодекса РК, утвержденным сметам и лимитам бюджетных обязательств. В данном случае финансирование выполняется по схеме: разрешение на совершение платежа (наличие разрешительной подписи), совершение платежа.
Как правило, централизованные источники были задействованы при неравномерном выделении лимитов и в случаях погашения задолженности бюджета перед получателями, когда для финансирования необходимы одномоментно значительные средства. Снижению напряженности в этом вопросе служит так называемое авансовое финансирование. Органы управления бюджетом обеспечивают перечисление средств на расходы распорядителей до получения из Главного Управления реестра с лимитами финансирования, т.е. предоставляют аванс средств. Авансовое финансирование не должно превышать 50% объёмов предыдущего месяца и предназначено главным образом на выплату заработной платы, стипендий и других социальных выплат.