Пути решения проблем ТБО в Московской области.
Администрация Московской области взяла на себя ответственность разработать новую стратегию управления отходами, направленную на:
§ использование отходов в качестве вторсырья, а также использование энергии, получаемой при переработке или захоронении отходов;
§ связь и контроль всех этапов в цепи удаления ТБО
§ создание условий для экологически корректного захоронения отходов, не используемых в качестве вторсырья;
§ сведение к минимуму угрозы здоровью населения и окружающей среде при удалении отходов;
§ осуществление на практике принципа "загрязнитель платит".
Выполнение поставленных задач займет период более 15 лет, как это имело место в Голландии, Германии и Дании. И в этом направлении администрация МО готова сотрудничать в тесном контакте и на взаимовыгодных условиях с ведущими фирмами США, особенно в создании и быстром наращивании производственных мощностей по переработке и обезвреживанию отходов с использованием новых и новейших отечественных и зарубежных технологий. Необходимо отметить, что в сентябре 1994 года принято совместное решение Правительства Москвы и Правительства Московской области о строительстве и эксплуатации комплексов переработки ТБО и полигонов на территории Московской области.
В целях выполнения этой программы образовано региональное производственное предприятие "Инженерная экология" или АО "ИНЭК", которое будет играть роль связующего звена между Москвой и областью. "ИНЭК" - это акционерное общество открытого типа, учредителями которого являются Администрация Московской области и Правительство Москвы.
"ИНЭК" призван:
· координировать и управлять потоками ТБО, поступающими из Москвы в места переработки или захоронения на территории Московской области;
· проводить весь комплекс работ, связанных со строительством новых мусороперерабатывающих комплексов.
В Российской Федерации в настоящее время предусмотрены различные виды ответственности за различные нарушения в сфере оборота ТБО, в том числе уголовная и административная. Но, к сожалению, на практике большинство законов работает плохо, а меры и денежное выражение штрафов административной ответственности за такие нарушения, установленные еще в 1984 году, на сегодняшний день сильно отстали от жизни и являются просто смехотворными. Так, согласно статье 71 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, за повреждение леса сточными водами, химическими веществами, промышленными и коммунально-бытовыми выбросами, отходами и отбросами, влекущее его усыхание или заболевание, предусмотрено наложение штрафа на должностных лиц в размере до ста рублей; согласно статье 72 – за засорение лесов бытовыми отходами и отбросами - штраф в размере до десяти рублей для граждан и до пятидесяти рублей для должностных лиц И таких примеров можно привести очень много. Уголовная ответственность вообще полагается только за преступления, связанные с оборотом отходов, в том случае когда они достигают чуть ли не планетарных масштабов по своим последствиям.
Необходимо как можно быстрее принимать новые варианты законов, устанавливающих реальные размеры штрафов, реальную ответственность граждан и должностных лиц за нарушения в области производства, складирования и оборота отходов.