Юридическое и организационное регулирование проблемы ТБО в Москве.
Основой для решения проблемы твердых бытовых отходов (ТБО) является разработанная Департаментом инженерного обеспечения с привлечением отечественных организаций и зарубежных фирм программа санитарной очистки города, на базе которой подготовлен ряд нормативных документов (постановления Правительства Москвы № 239 от 05.05.92 года № 31 от 11.01.94 года, распоряжение № 2ПО-РЗП от 28.08.92 года), регламентирующих организационную структуру, определяющих комплексное решение технических, экологических и экономических проблем развития отрасли городского хозяйства по сбору, транспортировке и обезвреживания ТБО.
Создание новой отрасли городского хозяйства - системы очистки города от ТБО - требует четкого согласования технических, организационных и экономических мероприятий. Изменение технической базы отрасли влечет изменение структуры управления, тарифной политики.
Существующая структура управления санитарной очистки города, имеет следующие основные недостатки:
· многозвенность управления при обилии подрядных организаций, занятых вывозом и захоронением ТБО, делает систему неуправляемой, и, как следствие, приводит к возникновению несанкционированных свалок;
· отсутствие налаженной системы оперативного контроля за вывозом ТБО, децентрализация управления и финансирования приводит к увеличению стоимости услуг;
· отсутствие раздельного финансирования на вывоз и обезвреживание ТБО позволяет Дирекциям единого заказчика муниципальных округов отвлекать средства на другие виды деятельности, что приводит к несвоевременности оплаты работ, возникновению кредиторской задолженности;
· возможность бесконтрольного открытия в Московском регионе несанкционированных свалок, что в результате приводит к отвлечению бюджетных средств города на создание бесперспективных объектов, не отвечающих экологическим требованиям.
В целях совершенствования системы управления санитарной очисткой города, проведения контроля над деятельностью организаций, занятых вывозом ТБО, и осуществления единой экономической политики, а также для качественного изменения ситуации, предлагается изменить существующую систему управления, введя функции единого по городу генподрядчика на переработку и захоронение ТБО (предлагается в лице государственного предприятия "Экотехпром").
Эта структура управления имеет следующие положительные стороны:
1. Уменьшаются бюджетные затраты города:
§ за счет снижения оплаты банковских услуг (возможность работы с одним банком);
§ за счет исключения сверхнормативной прибыли, получаемой подрядчиками при невывозе ТБО на полигоны;
§ в результате упорядочения потоков вывоза ТБО на объекты инфраструктуры переработки отходов (мусоросжигательные заводы, мусороперегрузочные станции).
2. Целевое финансирование захоронения и переработки отходов позволит ускорить прохождение денежных средств, что улучшит ситуацию с платежами, увеличит оборотные средства предприятий.
3. Исключит возможность переброски выделенных средств, в пределах одной статьи затрат, на другие виды работ по усмотрению Дирекций единого заказчика муниципальных округов.
При сложившейся системе транспортировки ТБО, осуществляемой предприятиями различных форм собственности, необходимо введение централизованной системы управления отходами, что подтверждается опытом больших городов различных стран мира.